Десталинизация в СССР — понятие, цели, значение

Десталинизация как понятие возникает в западной историографии последней четверти 20 века и описывает исторический период в СССР, маркируемый событиями:

  • смерть Сталина —  начало с 1953
  • отставка Хрущева — до 1964

Для советской культуры этого времени существовало также и определение «оттепель», рожденное уже в отечественной мысли и подразумевавшее возможный приход настоящего тепла свободы, т.е. весны.

Меж тем, оба этих термина не могут полностью охватить все те неоднородные и разноплановые сдвиги и события, входящие в этот краткий период либерализации в стране.

Политика десталинизации – цели и задачи

Главным в обычном понимании процесса десталинизации была борьба с культом личности. Интересно, что само это словосочетание в свое время активно использовал сам Сталин и прочие большевики еще в 30-х гг. И вот с трибуны уже 20 съезда оно получает «новое» содержание  — им обозначают единовластную и жестокую политику Вождя всего периода его правления.

Доклад, положивший начало целой культурной и политической эпохе, был зачитан Хрущевым в 1956 году, но стал закрытым для всего общества до следующего периода либерализации  — перестройки.

Культ личности – выражение и смысл

Единовластие Сталина, по мнению Хрущева, было обусловлено его:

  • Невосприятием никакой критики
  • Невозможностью никаких дискуссий по любых вопросам
  • Неспособностью к действиям посредством убеждений
  • Уничтожением всех старых революционных кадров

Его культ имел предельные антигуманистические проявления:

  • Ошибки в войне
  • Массовые репрессии
  • Поощрения восхвалений в свой адрес
  • Пренебрежение и даже «извращение» идей Октября

Все эти «проблемные» зоны подлежали обновлению как раз в ходе начатой Хрущевым десталинизации советского общества.

Задачи борьбы со сталинизмом в новом проекте страны

Сам Хрущев в борьбе с культом личности стремился непросто к осуждению Вождя и его политики и к остановке запущенной им «репрессионной машины». Лидер партии пытался в своем роде «перезапустить» весь проект Советской страны, пытаясь развернуть государство, идеологию, культуру лицом к простому гражданину:

  1. Возрождение революционной романтики

Попранные Сталиным идеи революции и Гражданской войны должны были снова занять сердца и умы советских людей. Без их восстановления и романтизации нельзя было строить настоящий коммунизм, каким он был «задуман» Ильичом.  Как альтернатива здесь декларировался возврат к ленинским нормам во всем.

  1. Возрожденный и вдохновленный революционными идеями энтузиазм советского человека должен питать его трудовую самоотдачу в построении нового общества. Все это должно заменить собой страх и насилие прежних лет.
  1. Взамен вражды с внешними врагами предлагалось соревнование с ними по жизни и достижениям. И как следствие — поворот и внимание к человеческой обыденности.
  1. Для нового советского проекта следовало демонтировать старую систему управления, погрязшую в бюрократизме, формализме и бездушии.

В ходе десталинизации в обществе постепенно культ личности стал ассоциироваться не только с именем самого Вождя, но и распространяться на все проявления главенства, единовластия и т.д. Альтернативой ему выдвигался «коллектив», «коллегиальность». Этими понятиями обозначался тот идеал системы политики и общества, который как бы завещался Лениным и который был попран Сталиным. Коллектив становился действующим лицом новой истории страны. Так, например, настоящим идеологическим манифестом этой идеи выступает роман «Педагогическая поэма», олицетворяющий желанные, но утопические самодисциплину и самоуправление. Процесс коллективной солидаризации советских людей должен стать основной темой культурного осмысления отечественных художников. Однако выведение в искусстве образа «простого человека» тут же натыкалось на свои ограничения. Десталинизация в культуре имела свои четкие пределы, не поддерживалось и даже запрещалось отображение любого сомнения, ситуации критики или выбора. Новая жизнь и новая идеология должна была только вдохновлять и воодушевлять гражданина, рефлексия или недоверие исключалось.

Проявления и значение борьбы со сталинизмом в СССР

Крайне важное для страны начало десталинизации коснулось всех основных «параметров» нашего государства, находившегося к тому времени в глубоком кризисе. Борьба с культом личности и его проявлениями ознаменовала собой ликвидацию страха и всевластия и повлекла:

  • прекращение массовых арестов,
  • возвращение и реабилитацию политзаключенных
  • партийные чистки
  • контроль над силовыми органами
  • вымарывание имени Вождя из публичных текстов и произведений культуры
  • переименования населенных пунктов, заводов и т.д.
  • захоронение Сталина

Наиболее зримо сталинизм и его последствия отображались и осмысливались, разумеется, в советском искусстве и культуре. Хотя и имели свои идеологические «лимиты». Так, например, сама правильность социалистического выбора, справедливость революционных событий, оправданность жертв пореволюционных событий никак не дискутировались, а подобные «тематики» вообще запрещались.

Поворот к человеку и его обыденным проблемам сделал возможным:

  • Появление новых пространств общественной публичности – Политех в Москве, Маяковка, журналы, клубы, новые театры («Современник»)
  • Возвращение авторов и произведений, бывших под запретом
  • Открытие магазинов — возврат ГУМа, ЦУМа и т.д.
  • Новые формы общепита, рост кафе и ресторанов
  • Переориентация производств и сферы обслуживания

Меж тем десталинизация как процесс, на наш взгляд, носила несистемный, во многом частичный, а потому и незавершенный и неосмысленный до конца характер.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике История культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.