Десталинизация как понятие возникает в западной историографии последней четверти 20 века и описывает исторический период в СССР, маркируемый событиями:
- смерть Сталина – начало с 1953
- отставка Хрущева – до 1964
Для советской культуры этого времени существовало также и определение «оттепель», рожденное уже в отечественной мысли и подразумевавшее возможный приход настоящего тепла свободы, т.е. весны.
Меж тем, оба этих термина не могут полностью охватить все те неоднородные и разноплановые сдвиги и события, входящие в этот краткий период либерализации в стране.
Политика десталинизации – цели и задачи
Главным в обычном понимании процесса десталинизации была борьба с культом личности.
Интересно, что само это словосочетание в свое время активно использовал сам Сталин и прочие большевики еще в 30-х гг. И вот с трибуны уже 20 съезда оно получает «новое» содержание – им обозначают единовластную и жестокую политику Вождя всего периода его правления.
Доклад, положивший начало целой культурной и политической эпохе, был зачитан Хрущевым в 1956 году, но стал закрытым для всего общества до следующего периода либерализации – перестройки.
Культ личности – выражение и смысл
Единовластие Сталина, по мнению Хрущева, было обусловлено его:
- Невосприятием никакой критики
- Невозможностью никаких дискуссий по любых вопросам
- Неспособностью к действиям посредством убеждений
- Уничтожением всех старых революционных кадров
Его культ имел предельные антигуманистические проявления:
- Ошибки в войне
- Массовые репрессии
- Поощрения восхвалений в свой адрес
- Пренебрежение и даже «извращение» идей Октября
Все эти «проблемные» зоны подлежали обновлению как раз в ходе начатой Хрущевым десталинизации советского общества.
Задачи борьбы со сталинизмом в новом проекте страны
Сам Хрущев в борьбе с культом личности стремился непросто к осуждению Вождя и его политики и к остановке запущенной им «репрессионной машины». Лидер партии пытался в своем роде «перезапустить» весь проект Советской страны, пытаясь развернуть государство, идеологию, культуру лицом к простому гражданину:
- Возрождение революционной романтики
Попранные Сталиным идеи революции и Гражданской войны должны были снова занять сердца и умы советских людей. Без их восстановления и романтизации нельзя было строить настоящий коммунизм, каким он был «задуман» Ильичом. Как альтернатива здесь декларировался возврат к ленинским нормам во всем.
- Возрожденный и вдохновленный революционными идеями энтузиазм советского человека должен питать его трудовую самоотдачу в построении нового общества. Все это должно заменить собой страх и насилие прежних лет.
- Взамен вражды с внешними врагами предлагалось соревнование с ними по жизни и достижениям. И как следствие – поворот и внимание к человеческой обыденности.
- Для нового советского проекта следовало демонтировать старую систему управления, погрязшую в бюрократизме, формализме и бездушии.
В ходе десталинизации в обществе постепенно культ личности стал ассоциироваться не только с именем самого Вождя, но и распространяться на все проявления главенства, единовластия и т.д. Альтернативой ему выдвигался «коллектив», «коллегиальность». Этими понятиями обозначался тот идеал системы политики и общества, который как бы завещался Лениным и который был попран Сталиным. Коллектив становился действующим лицом новой истории страны. Так, например, настоящим идеологическим манифестом этой идеи выступает роман «Педагогическая поэма», олицетворяющий желанные, но утопические самодисциплину и самоуправление. Процесс коллективной солидаризации советских людей должен стать основной темой культурного осмысления отечественных художников. Однако выведение в искусстве образа «простого человека» тут же натыкалось на свои ограничения. Десталинизация в культуре имела свои четкие пределы, не поддерживалось и даже запрещалось отображение любого сомнения, ситуации критики или выбора. Новая жизнь и новая идеология должна была только вдохновлять и воодушевлять гражданина, рефлексия или недоверие исключалось.
Борьба со сталинизмом в СССР – проявление и значение
Крайне важное для страны начало десталинизации коснулось всех основных «параметров» нашего государства, находившегося к тому времени в глубоком кризисе. Борьба с культом личности и его проявлениями ознаменовала собой ликвидацию страха и всевластия и повлекла:
- прекращение массовых арестов,
- возвращение и реабилитацию политзаключенных
- партийные чистки
- контроль над силовыми органами
- вымарывание имени Вождя из публичных текстов и произведений культуры
- переименования населенных пунктов, заводов и т.д.
- захоронение Сталина
Наиболее зримо сталинизм и его последствия отображались и осмысливались, разумеется, в советском искусстве и культуре. Хотя и имели свои идеологические «лимиты». Так, например, сама правильность социалистического выбора, справедливость революционных событий, оправданность жертв пореволюционных событий никак не дискутировались, а подобные «тематики» вообще запрещались.
Поворот к человеку и его обыденным проблемам сделал возможным:
- Появление новых пространств общественной публичности – Политех в Москве, Маяковка, журналы, клубы, новые театры («Современник»)
- Возвращение авторов и произведений, бывших под запретом
- Открытие магазинов – возврат ГУМа, ЦУМа и т.д.
- Новые формы общепита, рост кафе и ресторанов
- Переориентация производств и сферы обслуживания
Меж тем десталинизация как процесс, на наш взгляд, носила несистемный, во многом частичный, а потому и незавершенный и неосмысленный до конца характер.