Культура – отражение менталитета, проявление национального самосознания, форма диалога между представителями разных государств, национальностей, формаций, в частности между миром светским (в лице государства) и миром духовным (в лице Церкви). В своих выступлениях Патриарх Кирилл неоднократно задавался вопросом о том, что представляет собой русская культура, каково ее значение для церковной миссии, какие ее характерные черты и тенденции доминируют на сегодняшний день.
В своих размышлениях Глава Русской Православной Церкви выделяет важную функцию культуры – созидание человеческого в человеке, его нравственное совершенствование и в данном ракурсе проводит параллель между культурой истинной и ложной (псведокультурой). Если первая способствует духовному возрастанию личности, то вторая, задавая в качестве ключевого ориентира поведения псевдоценности (материальные и потребительские), приводит к деградации общества. В этой связи Патриарх обращается к семантике слова “культура”: “возделывание”, “почитание” и “служение”, а именно служение непреложным истинам христианства. Культура должна стать продуктом сотворчества Бога и человека (общества) по формированию личности.
Отсюда вытекает ключевая цель христианской миссии по отношению к культуре – ее христианизация; укрепление фундамента культуры духовными нитями в качестве средства противодействия материализму, в качестве катализатора поиска высшей Истины.
Однако в своих проповедях Патриарх указывает на то, что в современном мире фактически отсутствует свобода выбора. Источники “культурного” сырья (телевидение, пресса) на сегодняшний день по большей части рождают продукты синтетические, приводящие к искажению и нивелированию моральных норм, формированию дурного вкуса.
Но истинная культура – это, в первую очередь, духовное воспитание. И в процесс воспитания, по мнению Патриарха, должны быть вовлечены все силы:
- государство и церковь,
- система образования, телевидение,
- а также литература, значение которой для нравственного становления человека неоднократно в своих выступлениях подчеркивал Святейший.
По его мнению, письменное слово – фундаментальное средство сохранения духовной культуры. Незыблемые каноны Православия во многом закладывали основы нравственных и художественных исканий классиков русской литературы 19 века: Лермонтова, Гоголя и особенно Достоевского, чье произведение “Идиот” Патриарх считает образцом воплощения духовности. Идея нравственного возрастания была присуща творчеству и некоторых поэтов 20 века: Ахматовой, Рубцова, Пастернака.
Отмечая литературоцентричность русской духовной культуры, Предстоятель особо выделяет роль писателя. Солидаризируясь с высказываниями Лихачева, он отмечает, что
писатель – не только автор произведения; он духовный наставник, проводник культурных идеалов, и от того, что вкладывает писатель в свою работу, насколько убедительно выражает свою мысль, насколько глубоко читатель проникается его идеями, во многом зависит направление духовного развития общества.
Выступая на Рождественских парламентских встречах в 2014 г., Патриарх уделял внимание такой важной особенности современной литературы (в противопоставление литературе классической, духовной (жития святых), а также, в большинстве своем, советской) как отсутствие положительного героя, который своим примером подвигал бы людей на добродетельные поступки. Однако именно на положительном герое зиждется психология нации. Современная культура лишь стимулирует потребительское отношение к жизни и не имеет ярко выраженных нравственных ориентиров. И в этой связи Глава Русской Православной Церкви указывает на необходимость обращения в современной прозе к теме святости. Эта идея прозвучала во время вручения пятой Патриаршей литературной премии в мае 2015 года. При этом Святейший подчеркнул, что важно не просто писать о великих подвижниках, а развивать тему святости на примере понятных и близких людям героев, чей образ и поступки стали бы желанным для человека ориентиром поведения.
Для достижения данной цели Патриарх предлагает создать площадку для диалога между Церковью и миром культуры. По его мнению, духовенство должно принимать активное участие в формировании национальной культурной стратегии, так как выбор обществом духовных идеалов оказывает огромное значение на будущее всей страны.