О великой русской литературе

Великая русская литература – миф или реальность?

И что включать в великую литературу?
Только ли шедевры XIX – начала XX века?

Тысячелетняя история нашей литературы – это та река, в которую вливались малые и большие произведения, малые и большие писатели и поэты.

Судьба автора и судьба произведения традиционно в русской литературе не была легкой. И это касается не только советского периода русской литературы, но и практически всех предыдущих лет и столетий.

Однако именно это, может быть, и служило залогом особого отношения к ней читателей.

Автор в России всегда был:

• не только писателем или поэтом,
• он был властителем дум, тем, кто ставил наиболее острые вопросы и искал на них ответы,
• тем, для кого проблемы совести, чести, достоинства не были простыми,
• тем, кто так хорошо знал Россию, человека и мир, что мог, описывая Родину своего времени, создать произведение «навсегда», предсказать будущее (достаточно вспомнить Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Достоевского, Толстого, Замятина …).

В мировую сокровищницу литературы вошли немногие…

Сейчас говорят о том, что чтение уходит: мало читают наши современники. Но если мы забудем об этом нашем наследии, грош нам цена.

Ю.М.Лотман говорил, что настоящий читатель должен быть конгениален автору.

Давайте же не отказываться от такой возможности!

Мир русской литературы перед вами…

В путь!

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская литература с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

7 комментариев: О великой русской литературе

  1. валентина говорит:

    Понимание жизни приходит через настоящую литературу, не только русскую кассическую. Без рассказов В.М. Шукшина и его «чудиков» нельзя представить жизнь в нашей стране в 60-е годы 20 века. Такие разные герои, но все личности. И главнае мысль писателя, что без «чудинки», «изюминки» нет настоящего характера, нельзя быть, как все. А изумительный язык писателя!Вроде бы просто, но это и есть искусство.

  2. LLLLL говорит:

    Классические произведения на то и классические, чтобы иметь ценность в веках. А то, что современная молодежь не очень, мягко говоря, увлекается классикой, можно списать на школу (точнее, методику преподавания литературы в школе), а вовсе не на убыстренный темп жизни. Самому пришлось поработать в школе, знаю, что система не совершенна. Нет связи с современностью – зачастую произведение выступает только как иллюстрация к определенному историческому периоду (например, темы «Историческая обстановка 80-х годов 19 века и ее отображение в романе Достоевского «Преступление и наказание» или «Пореформенная Россия в произведении Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»). Разве это может заинтересовать школьников? Кому интересно, что там было в 80-х годах позапрошлого века? Нужно стараться проводить параллели с современностью, показать, что классика имеет значение и для нас. Какая общечеловеческая тема в «Преступлении и наказании»? Раскаянье? Может быть, но ученику пока далеко до осознания такого фундаментального понятия. Стоит, может быть, заострить внимание на финале романа, сне Раскольникова? Всем миром овладевает зараза – футуристическое описание, достойное кисти Станислава Лема! Стоит порассуждать со школьниками: что это – терроризм, ксенофобия, наркотики? Что овладевает миром. заставляя людей становиться зомби и убивать друг друга? (Кто-то пошутил: «Обитель зла», не менее!) Я именно так и строил урок, и у меня 50% школьников прочитали великую книгу Достоевского! Кто еще может похвастаться таким высоким показателем? (Увы миру, в котором 50% – высокий показатель).
    А если школьники заинтересуются классикой, они рано или поздно прочтут многие замечательные книги, и молодежь снова будет читающей. И уже тогда классическая литература сможет повлиять на души и умы молодых людей, не быть в их глазах бессильным «балластом» их школьной жизни.
    И еще одно. Я как-то думал, чем объясняется феномен популярности «Сумерек» и «Гарри Поттера». Может быть, авторы сиих фантастических саг не пытались учить молодежь и не морализаторствовали, как учителя в школе? (не будьте такими, как Раскольников! поступайте как Соня! (ага, на панель – и каяться, каяться)) Писательницы сумели стать друзьями молодежи, советчиками, а не наставниками. Может быть, стоит слегка снизить статус классических писателей. Они все-таки должны быть друзьями, а не какими-то богами и сверхлюдьми. Что толку от бога, если он наверху и не слышит, не может помочь?

  3. sanair говорит:

    Очень горжусь тем, что сумела привить любовь к классической литературе двум своим юным племянницам. Правда, я ничего не говорила им о том, что литература — это способ понять жизнь.Литература- это удовольствие, это способ с интересом провести время. А любовь к ней- это просто признак хорошего тона. Не хотите быть «пацанками», хотите со временем превратиться в леди? Читайте хорошую, «настоянную веками» литературу!

  4. ole-einar говорит:

    Если говорить о «великой» русской литературе, а не, просто, о русской литературе, она начинается,именно, с 20-го века.Тот же Л. Толстой или г-н Радищев были довольно фальшивыми писателями: осмысление придет позже, как это принято у нас, русских. Толстой прекрасно пьянствовал с гусарами, цыганами и гулящими девками, а потом приходил домой и писал о терзаниях русской души, а Радищев, после написания «Путешествия…» прекрасно сотрудничал с государственными структурами. Все-таки, Набоков, Замятин и Бродский, в моем понимании, гораздо честнее.

  5. grisk говорит:

    Как можно сомневаться в существовании ВЕЛИКОЙ литературы, если она не подвластна временам, если ею зачитывается весь мир? Если её перечитывают, каждый раз находя что-то новое для себя, люди разных рас, культур, возрастов, образования, т.п.?

  6. captainfree говорит:

    Русская литература — вещь великая, с этим и спорить бессмысленно, на ней должны воспитываться целые поколения. Больше всего лично меня удручает тот факт, что изучают лишь произведения наших великих писателей, но жизненные пути русских авторов редко освещаются на школьных уроках. А ведь Пушкин, Бунин, Чехов (да и вообще перечислять их можно до бесконечности) являются для молодого поколения примерами настоящих людей, слуг народа, горячо переживающих за судьбу родного Отечества. На эти образцы нужно равняться, если мы хотим возродить нашу культуру. Но, к сожалению, судя по всему, равняться на них никто больше не собирается, как ни печально.

  7. Уведомление: Патриарх о культуре и ее современных задачах

Добавить комментарий