Устные жанры разговорной речи

К устным жанрам разговорной речи относят – беседу, спор, разговор, рассказ, комплимент, историю

Беседа

Это жанр разговорной речи, при которой происходит:

а) обмен мнениями собеседников на какую-либо тему: о выставке, о направлениях в живописи, о событиях в стране; на бытовые темы, своеобразным обменом мнениями являются сплетни. Например, разговор двух дам о губернаторской дочке в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”;

б) обмен сведениями о личностных интересах участников общения: похвалы, комплименты, одобрение, искренние признания. Для этого типа беседы характерно душевное созвучие:

Я искренне тебе благодарна, Танюша, за то, что для меня сделала. Если бы не ты, то я бы ничего не успела. Спасибо тебе, дорогая!

в) бесцельный обмен мнениями – праздноговорение: участники диалога снимают напряжение, рассказывая анекдоты, шутя, упражняясь в остроумии:

Мне вчера рассказали такой смешной анекдот, слушай! И тебе? Мне тоже рассказали. Давай сначала я.

Традиция вести беседу складывалась веками. Важно при ведении беседы быть искренним, естественным, добрым, разговор должен носить диалогичный характер. Истинная беседа – это диалог.

 Комплимент

Это  речевая импровизация, с целью доставить адресату удовольствие, выразить приятное, галантное, любезное отношение человеку, похвалу.

При создании комплимента нельзя забывать о  необходимости его соразмерности, искренности. Ложь, скрытая в комплименте, – это лесть. Важно, чтобы комплимент не был «избитым», нужно стремиться к нестандартности, свежести  в поиске форм при его создании. Главное в комплименте – это искренность любовного или дружеского внимания.

Изящество комплимента в соблюдении меры, естественности и искусства, свежести смысла и соблюдении традиционной формы. ХХ век оказался более сдержанным в проявлении чувств, поэтому форма комплимента стала более простой

(Вы прекрасно сегодня выглядите, как вам идет это платье и т.д.).

Разговор

Это еще один жанр такой речи, отличающийся  от беседы  своей целенаправленность – недаром в языке существует выражение:

«У меня к тебе есть разговор».

Тип разговора, как правило, определяет первая реплика.  Разговоры могут быть:

  • информативными,
  • предписывающими
  • и направленными на выяснение отношений.

а) Информативный разговор – первая реплика заключает в себе  вопрос.  Один из участников  разговора заинтересован получить какую-либо информацию. Роль лидера играет спрашивающий, именно он направляет течение разговора. Успешность разговора определяется единством “мира знаний” участников, а также знанием норм социального этикета.

б) Предписывающий разговор – один из говорящих дает указание, совет, убеждает другого в чем-либо. Обычно участники  разговора имеют разные социально-ролевые характеристики:  отец – сын, взрослый – ребенок.

в) Разговор, направленный на выяснение отношений –  такой разговор может быть ссорой, конфликтом, упреком.
Стратегией  ведения такого типа  разговора могут быть агрессивная интонация и даже молчание.

Спор

Это диалог, цель которого –  обмен мнениями,  ради принятия решения  или выяснения  истины. Стратегия   ведения спора в разговорной речи  определяется целеустановкой спорящих. При позитивном настрое на выяснение истины или выхода из ситуации спор приводит к положительным результатам. В бытовых спорах, если участники понимают, что невозможно прийти к единому мнению, возможно прекращение спора – тактика изменения темы.

 Рассказ

Это монолог, и как жанр разговорной речи возможен при согласии одного из участников выслушать собеседника. В этом случае диалог превращается в монолог. Темы рассказа чрезвычайно разнообразны: случаи из жизни рассказчика или его знакомых, впечатления об увиденном или услышанном и многое другое.   В рассказе автор создает целостную картину события, интерпретируя   и  оценивая их. Рассказчик стремится заинтересовать слушателей. Второй участник общения (слушатель)  поддерживает рассказчика перебивами, репликами, восклицаниями, эмоциональными проявлениями (например, смехом).
Близок к жанру рассказа жанр истории. Это тоже монологический жанр, он не включает самого автора как действующее лицо. Цель рассказчика – не только передать сведения, но и подвести итоги, сопоставить с оценкой современных событий и фактов. В изложении истории возможны отступления от сюжета, тематическая фрагментарность, вопросно-ответные ходы и т.д.

Материалы публикуются с личного разрешения автора к.ф.н. О.А.Мазневой   (см. “Наша Библиотека”)

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Культура речи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.