К устным жанрам разговорной речи относят – беседу, спор, разговор, рассказ, комплимент, историю
Беседа
Это жанр разговорной речи, при которой происходит:
а) обмен мнениями собеседников на какую-либо тему: о выставке, о направлениях в живописи, о событиях в стране; на бытовые темы, своеобразным обменом мнениями являются сплетни. Например, разговор двух дам о губернаторской дочке в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”;
б) обмен сведениями о личностных интересах участников общения: похвалы, комплименты, одобрение, искренние признания. Для этого типа беседы характерно душевное созвучие:
Я искренне тебе благодарна, Танюша, за то, что для меня сделала. Если бы не ты, то я бы ничего не успела. Спасибо тебе, дорогая!
в) бесцельный обмен мнениями – праздноговорение: участники диалога снимают напряжение, рассказывая анекдоты, шутя, упражняясь в остроумии:
Мне вчера рассказали такой смешной анекдот, слушай! И тебе? Мне тоже рассказали. Давай сначала я.
Традиция вести беседу складывалась веками. Важно при ведении беседы быть искренним, естественным, добрым, разговор должен носить диалогичный характер. Истинная беседа – это диалог.
Комплимент
Это речевая импровизация, с целью доставить адресату удовольствие, выразить приятное, галантное, любезное отношение человеку, похвалу.
При создании комплимента нельзя забывать о необходимости его соразмерности, искренности. Ложь, скрытая в комплименте, – это лесть. Важно, чтобы комплимент не был «избитым», нужно стремиться к нестандартности, свежести в поиске форм при его создании. Главное в комплименте – это искренность любовного или дружеского внимания.
Изящество комплимента в соблюдении меры, естественности и искусства, свежести смысла и соблюдении традиционной формы. ХХ век оказался более сдержанным в проявлении чувств, поэтому форма комплимента стала более простой
(Вы прекрасно сегодня выглядите, как вам идет это платье и т.д.).
Разговор
Это еще один жанр такой речи, отличающийся от беседы своей целенаправленность – недаром в языке существует выражение:
«У меня к тебе есть разговор».
Тип разговора, как правило, определяет первая реплика. Разговоры могут быть:
- информативными,
- предписывающими
- и направленными на выяснение отношений.
а) Информативный разговор – первая реплика заключает в себе вопрос. Один из участников разговора заинтересован получить какую-либо информацию. Роль лидера играет спрашивающий, именно он направляет течение разговора. Успешность разговора определяется единством “мира знаний” участников, а также знанием норм социального этикета.
б) Предписывающий разговор – один из говорящих дает указание, совет, убеждает другого в чем-либо. Обычно участники разговора имеют разные социально-ролевые характеристики: отец – сын, взрослый – ребенок.
в) Разговор, направленный на выяснение отношений – такой разговор может быть ссорой, конфликтом, упреком.
Стратегией ведения такого типа разговора могут быть агрессивная интонация и даже молчание.
Спор
Это диалог, цель которого – обмен мнениями, ради принятия решения или выяснения истины. Стратегия ведения спора в разговорной речи определяется целеустановкой спорящих. При позитивном настрое на выяснение истины или выхода из ситуации спор приводит к положительным результатам. В бытовых спорах, если участники понимают, что невозможно прийти к единому мнению, возможно прекращение спора – тактика изменения темы.
Рассказ
Это монолог, и как жанр разговорной речи возможен при согласии одного из участников выслушать собеседника. В этом случае диалог превращается в монолог. Темы рассказа чрезвычайно разнообразны: случаи из жизни рассказчика или его знакомых, впечатления об увиденном или услышанном и многое другое. В рассказе автор создает целостную картину события, интерпретируя и оценивая их. Рассказчик стремится заинтересовать слушателей. Второй участник общения (слушатель) поддерживает рассказчика перебивами, репликами, восклицаниями, эмоциональными проявлениями (например, смехом).
Близок к жанру рассказа жанр истории. Это тоже монологический жанр, он не включает самого автора как действующее лицо. Цель рассказчика – не только передать сведения, но и подвести итоги, сопоставить с оценкой современных событий и фактов. В изложении истории возможны отступления от сюжета, тематическая фрагментарность, вопросно-ответные ходы и т.д.
Материалы публикуются с личного разрешения автора к.ф.н. О.А.Мазневой (см. “Наша Библиотека”)