Из истории Большого…
Большой театр является для многих воплощением академизма на отечественных подмостках, своеобразным «музеем» традиционного балетного и оперного искусства.
История Большого театра начинается в 1776 году, когда с соизволения Екатерины II был учреждён Петровский театр, здание которого вскорости сгорело, не дождавшись даже первой постановки. В течение следующего десятилетия был возведён корпус нового Большого Петровского театра, который прослужил до 1805 года и опять-таки не уцелел в пожаре. После трёх лет игры в московских домашних театрах труппа получила деревянное здание на Арбатской площади, которое снова исчезло в огне московского пожара в 1812 году. Окончательную «прописку» театр получил в 1825 году. Примечательно то, что и это здание пострадало от огня в 1853 году, однако за три года было восстановлено.
Из новой истории Новой сцены Большого…
После открытия в 2002 году Новой сцены стало ясно, что артисты театра продолжили «играть с огнём» теперь уже на самих подмостках, создавая «пожароопасную» среду в околотеатральных кругах свежими постановками.
Скандал первый
В 2005 году Большой театр представил работу «Дети Розенталя» по мотивам оперы Леонида Десятникова. В центре сюжета – доктор Розенталь, приехавший в СССР с целью заняться «дубляжом» (клонированием) людей. Ему удаётся «дублировать» пять великих композиторов, которые после смерти создателя оказываются никому не нужными. Постановка ещё до премьеры вызвала резонанс и пикеты у стен театра, поскольку автором либретто стал одиозный Владимир Сорокин. Но, несмотря на обвинение автора в аморальности, в тексте не было найдено намёков на порнографию или насилие. Наоборот, спектакль был удостоен «Золотой маски» и стал первым шагом на пути модернизации репертуара Большого театра.
Скандал второй…
Новым поводом для скандала стали две постановки Дмитрия Чернякова, выступавшего за смелое обновление классики: в 2006 году «Евгений Онегин», а спустя пять лет «Руслан и Людмила» по мотивам произведений Чайковского и Глинки. Недовольство «Онегиным» было инициировано певицей Галиной Вишневской, которая после премьеры даже отказалась от празднования собственного юбилея в Большом театре. Поводом к возмущению стали современные костюмы или, например, несхожесть современного Ленского с классическим пушкинским. Вместе с тем, это не помешало осовремененному «Онегину» стать мировой визитной карточкой театра и получить свою «Золотую маску», спустя три года.
В «Руслане и Людмиле» Вишняков шокировал публику богатыми особняками, борделями и мускулистыми массажистами, которых зритель увидел вместо традиционной пушкинской сказки. По версии режиссёра, герои постановки должны были преодолеть все эти эпатажные элементы, сохранив взаимные чувства.
В 2010 году Василий Бархатов реализовал постановку «Летучей мыши» Штрауса, перенеся героев из привычной обстановки на борт лайнера «Иоганн Штраус». Розалинда была превращена в оперную приму, а Альфред стал посредственным тенором, планирующим построить карьеру благодаря любви по расчёту. От невоздержанности персонажей судно, наречённое именем композитора, ко второму акту начинает идти ко дну. Понять режиссёрскую иронию и нарочитую модернизацию многим оказалось не под силу – зрители покидали зал, не досмотрев постановку.
Скандал третий…
2011 год ознаменовался появлением на сцене Большого постановки «Золотого петушка» Римского-Корсакова, которую реализовал Кирилл Серебренников. Режиссёром была предпринята попытка завершить изначальный замысел по созданию на сцене живой политической сатиры. В спектакле зритель мог увидеть и палаты Дадона в сталинском стиле, и гастарбайтеров, и выжидающих на позициях снайперов, и охранников со сторожевыми овчарками, и государственные атрибуты с головой золотого петушка. «Волшебное» царство Шамаханской царицы обернулось царством загробным, где заколачиваемые гробы обращаются зеркалами. Возвращение Дадона было обставлено в виде пышного парада с участием ракет, знаменосцев, военного оркестра и Микки Маусов.
Большинство зрителей тогда не пожелали увидеть за этим державным пафосом непреходящие проблемы властной вертикали. Реакция завсегдатаев театра вновь оказалась противоречивой. Вероятнее всего, театральный почитатель до сих пор не готов воспринимать сцену Большого театра в качестве «экспериментальной площадки» и желает видеть в реализованных здесь постановках лишь величественный памятник театральным традициям прошлого. Вместе с тем, новые спектакли Новой сцены по-прежнему пополняют репертуар, обновляется афиша, и билеты Большого театра расходятся с завидной быстротой.