В сюжете и конфликте гончаровского «Обломов» есть почти все, что уже было накоплено русской литературой в первой половине ХIХ века:
- в основе сюжета лежит любовь главного героя и Ольги Ильинской,
- в основе конфликта – противоречия между главным героем и действительностью, в которой он живет.
Но «Обломов» не стал бы вехой в развитии русской литературы и в самопознании русского национального характера, если бы его сюжет и конфликт не были бы решены столь самостоятельно и по-новому.
Конфликт в романе «Обломов»
История любви Ильи Ильича к Ольге Ильинской своеобразно решена автором, так как никаких внешних препятствий к счастью у героев нет:
- они любят друг друга,
- они равны социально,
- эти отношения должны были бы возродить героя к деятельной жизни.
Но любовь Ольги не способна этого сделать не потому, что такова эта любовь, не потому, что у героини слабый характер, а потому, что таков характер Обломова.
Женитьба героя на Агафье Матвеевне, ее трогательная любовь, удивительное отношение к Илье Ильичу тоже внешне не имеют никаких препятствий: герои обеспечены, нет никого, кто бы относился к ним плохо, кто плел бы интриги. Нет, внешних препятствий в сюжете романа нет. Но есть препятствия внутренние. Именно они и отражены в конфликте романа.
Раздвоение конфликтной линии романа
Можно сказать, что конфликт в «Обломове» как бы раздваивается.
- С одной стороны, это противостояние между одаренной личностью и российской действительностью, в которой эта личность не может проявить себя.
- С другой стороны, конфликт заложен в характере Ильи Ильича: богато одаренная натура и “обломовщина” (по выражению Н.А.Добролюбова).
В романе оба эти противостояния взаимосвязаны, как бы переплетены.
Илья Ильич Обломов задается вопросом “Отчего я …такой?”
Чтобы понять основы характера героя, писатель вводит нас в мир Обломовки (“Сон Обломова”). Веками воспитанное качество того, что кто-то должен помочь тебе, сделать за тебя то, что ты и сам можешь сделать, формирует характер, не способный деятельно проявить себя в жизни. Н.А.Добролюбов писал:
” Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить”.
Но от Обломовки веет не только трудом крепостных и дворовых, сонным царством, где все умиротворенно дышит любовью и спокойствием, но и той особой поэтичностью русской патриархальной тишины, которые рождают в Илюше мечтательность и поэтичность, стремление к высокому идеалу, внутреннее чувство свободы. Эти качества русского характера
(“И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины…”),
сталкиваясь с российской действительностью, отторгают ее. Ни на службе, где нет человеческого взаимопонимания, ни в друзьях, для которых важнее карьера, ни в женщинах, которые не способны любить, герой не может найти идеала, именно поэтому он предпочитает “лежать на диване”, не участвуя в этой жизни, сознательно отказываясь от нее.
В этом персонаж Обломова оказывается последним “лишним человеком” в русской литературе.
Основа конфликта романа – характер Обломова
Писатель показывает, что основы этого конфликта заложены в характере героя. У него есть верный друг – Штольц, полная его противоположность, у него есть любимая женщина, готовая к самопожертвованию, но характер героя делает его неспособным возродиться к жизни.
Каковы же черты этого характера?
- Лень, которую читатель прежде всего и видит в главном герое, воспитывалась в нем с детства: труд – тяжкое наказание, подавленная в детстве самостоятельность (“Ищущие проявление силы обращались внутрь и никли, увядая”),
- Отсутствие систематичности в занятиях, мечтательность, в которой и находят выход заложенные в Обломове силы и дарования,
- Стремление переложить решение проблем на кого-нибудь другого, неумение практически разрешить насущные проблемы ( управление имением).
Любовь в разрешении этого внутреннего противостояния является испытанием для Ильи Ильича. Сначала это чувство меняет героя: он отказывается от многих устоявшихся привычек. Но долго это продолжаться не могло. Гончаров пишет:
” Идти вперед – значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!”
Этого герой сделать не в состоянии. Он отказывается от Ольги. И в этом одни видят окончательное его падение, чему есть доказательства в романе, другие – решительное самопожертвование, понимание того, что не можешь сделать любимую счастливой. В любви Агафьи Матвеевны герой находит своеобразное выполнение своего идеала, “хотя без поэзии”.
Образная система в разрешении конфликта Обломова
Своеобразие в решении конфликта заложено и в системе образов.
Это и две женщины, любившие Обломова,
- деятельная, обаятельная, богатая натура Ольги Ильинской,
- и мягкая, трогательная в своей любви и преданности Агафья Матвеевна.
Такая любовь не может быть дарована отрицательному герою.
Но главным в понимании внутреннего конфликта главного героя, безусловно, является образ Штольца.
Этот персонаж – полная противоположность Обломову. Но этот герой, который, кажется, имеет только положительные качества, все же не столь привлекателен, как Илья Ильич. В Штольце как бы чего-то недостает. Он чувствует это сам (так он видит, что Ольга, став его женой, духовно переросла его), поэтому он так тянется к Обломову, словно в нем есть то, чего нет у него.
При всей своей рассудочности, упорядоченности, прогрессивности Штольц как бы лишен мечты, воображения. И эта рассудочность делает его характер не русским (недаром писатель делает отцом героя немца). Своеобразным доказательством этого является сцена последнего свидания героев. Когда Штольц, возмущенный обстановкой, окружающей Обломова, выражает удивление, как герой может жить с такой женщиной, как Агафья Тихоновна, Илья Ильич с неожиданным для читателя достоинством говорит, что это его жена, о которой нельзя говорить дурно. Вот в этом и есть различие характеров. В этом и есть внутренний конфликт в герое и в его антиподе.
И.А.Гончаров показал, что патриархальное дворянское воспитание делает человека таким, как его главный герой (недаром фамилия Обломова стала нарицательной), порождая как худшие, так и лучшие черты национального характера. Этот характер вступает в противоречие с действительностью и уходит от борьбы, предпочитая не участвовать в ней
(“…с летами волнение и раскаяние являлись все реже, и он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками”)
Наша презентация
Даже любовь не может возродить героя к деятельной жизни. Но в тоже время роман Гончарова – это не просто произведение о российской действительности середины ХIХ века, но художественное предостережение, в основе которого противоречивые черты русского национального характера.