С развитием русскоязычного сегмента интернета новый гипертолчок получило массовое творчество. Создание литературных порталов, где имеет возможность публиковаться каждый, привело к появлению тысяч «поэтов» и «писателей», которыми опубликованы в сети миллионы произведений. Творчество в сети стало наиболее легким и наименее затратным способом «рассказать миру» о своих переживаниях, в большинстве своем не несущих никакой литературной ценности.
Это способствовало появлению феномена так называемой «сетературы», сетевой литературы, которая в большинстве своем к литературе как таковой не имеет никакого отношения. Сетевыми авторами зачастую игнорируются аксиомы создания литературных произведений, а тонущие в десятках восторженных отзывов критические отзывы воспринимаются большинством сетевых авторов как троллинг, зависть или сведение личных счетов. Большая часть сетературных «произведений» не выдерживает никакой критики и при перенесении на бумагу теряет свою и без того мизерную ценность, однако в сети подобные авторы нередко крайне популярны.
Очередной толчок к развитию сетературы дало недавнее появление социальных сетей, где каждый может завести себе сообщество, целью которого является популяризация собственных «произведений». Среди всего этого множества «поэтов» и «писателей» по-настоящему достойные авторы тонут, не в состоянии конкурировать с ширпотребом.
В этом смысле сетературу можно отнести к одному из проявлений массовой поп-культуры.
Поп-культура характеризуется сиюминутностью и быстрой сменой векторов, формированием вкусов извне и отсутствием глубокого смысла. Все это справедливо и по отношению к сетературе.
Сетература – инструмент, приводящий к девальвации слова. Если ранее писателем стать было достаточно сложно, а еще сложнее – стать своеобразным автором с оригинальной картиной мира, то сейчас можно прочесть сто, тысячу стихотворений различных авторов, которые будут похожи друг на друга, как клоны. Творчество, особенно стихотворное, превращается в рерайт, и такое литературное слово становится все менее ценным. Сходность интересов определенных социальных групп, увлечение одними и теми же кумирами приводит к девальвации сказанного такими авторами.
Происходит не формирование вкусов общества качественными литературными произведениями, а «генерация» текстов, созданных при сходных обстоятельствах и обусловленных одними и теми же трендами.
Сетература вторична, и является результатом восприятия мира, а не его основой. Таким образом, происходит девальвация слова как инструмента культуры. Сетевая литература обесценивает слово, превращая его в пустое сочетание знаков, не несущее глубины. Образность и многополярность слова заменяется линейностью и очевидностью, и терабайты сказанного сетевыми авторами в большинстве своем сводятся к внутренней пустоте.
Автор Сергей Синоптик