Средства раскрытия характеров в романе «Отцы и дети»

И.С.Тургенев — мастер художественного слова, тонкий исследователь актуальных проблем России не только ХIХ века, но и вневременных проблем. Поэтому используемые им средства раскрытия характеров очень многообразны и художественны.

Портрет героя как художественный прием в романе «Отцы и дети»

Характер персонажа раскрывается писателем в портрете.

Так, портрет Базарова подчеркивает его демократичность

«подойдя к человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал».

В портретном описании героя выделяется еще одна особенность создания образа — это внимание писателя к детали: герой  не сразу подает руку Николаю Петровичу, потому что горд и опасается пренебрежительного отношения дворянина. В представлении же оппонента Базарова Павла Петровича Кирсанова подчеркивается его аристократизм и ощущается ирония автора.

«Павел Петрович вынул из кармана свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику.»

В портрете подчеркивается и антагонизм героев (красная рука Базарова и красивая с длинными ногтями рука Кирсанова-старшего).

Пейзаж как средство раскрытия характеров

Описание пейзажа и владений Николая Петровича характеризуют его неумение хозяйствовать.

«…и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, до половины разметанными крышами. Как нарочно, мужички встречались все обтреханные, на плохих клячонках «.

История жизни Николая Петровича, рассказанная автором, и история несчастной любви Павла Петровича, рассказанная Аркадием, дают представление о разном характере братьев.

Контраст несчастной любви Павла Петровича и самого Базарова — в их отношении к своему чувству:

  • для Павла Петровича жизнь кончена,
  • Базаров с достоинством выносит отказ.

Речи героев Тургеневав романе «Отцы и дети»

Чрезвычайно интересную характеристику героев дает их речь:

  • речь Базарова демократична, в ней выражается уверенность в себе, часто его фразы представляют собой афоризмы

«Каждый человек сам себя воспитать должен», «Рафаэль ломаного гроша не стоит», Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»,

  • речь Павла Петровича сочетает в себе французские, русские слова с устаревшим произношением

(«Принсип», «польза для bien public»).

Изменения, происходящие в главном герое, отражаются и в его речи. Перед смертью Базаров произносит почти поэтическую фразу (это он, призывавший Аркадия не говорить красиво):

«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Характеристику персонажей можно услышать и из уст других действующих лиц.

Так, Базаров говорит Одинцовой:

» Вам любить, а полюбить вы не можете», —

отражая высший принцип покоя жизни, который исповедует Одинцова. Прощаясь с Аркадием, Базаров объясняет, почему Аркадий не соратник ему:

» … для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор…».

Роль деталей в раскрытии характеров «Отцов и детей»

Тургенев — мастер художественной детали.

Подчас именно деталь передает душевное состояние героев и объясняет их поступки. Так писатель подчеркивает, что когда после разговора с Базаровым Анне Сергеевне захотелось остановить его, вошла горничная с подносом. И Анна Сергеевна сдержала свой порыв. Одна деталь — и какое верное психологическое объяснение.

Иногда автор сам вмешивается в повествование и предлагает читателю самому догадаться о чувствах героев:

» Так выражалась Анна Сергеевна, и так выражался Базаров; они оба думали, что говорили правду. Была ли это правда, полная правда, в их словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно.»

Контраст как прием Тургенева

Художественный прием, который активно использует автор в романе, -это контраст. Именно таковы образы Базарова и Павла Петровича, хотя это противопоставление вмещает в себя и много общего. На контрасте построено и развитие образа главного героя. так, Базаров-теоретик и Базаров-человек — весьма различны.

Художественность романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева позволяет судить о мастерстве писателя, умеющего передавать различными средствами малейшие оттенки человеческих чувств и устремлений.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Материалы по литературе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.