Цветное кино в СССР: история, первый фильм, теория цвета

С появлением технологий  цветопередачи выразительный инструментарий кинематографа значительно обогатился. В России эксперименты в этой области начали проводиться еще в начале 20 века.

Цвет в российском фильмопроизводстве — первые технологии в кино и художественные эксперименты

«Ухарь-купец» — немой короткометражный фильм 1909 г. – стал первым образцом раскрашенной вручную картины. В основе лежал метод Ж.Мельеса, объединявший такие процессы химической обработки кадра как вирирование и тонирование.

Кадр из к/ф "Броненосец Потемкин"

Кадр из к/ф «Броненосец Потемкин»

Следующий шаг и следующий успех-картина Эйзенштейна 1925 г. «Броненосец «Потемкин», в которой появился раскрашенный самим режиссером красный флаг – символ революционной борьбы.

Дальнейшему развитию цветного кино способствовало совершенствование систем цветопередачи:

  • «Kinemacolor»

Система доминировала в пространстве европейского кино с 1908 по 1914 гг., но обладала серьезными функциональными недостатками: технологии “Призма” и “Биоколор” стали следующим шагом на пути технологического  развития. Тем не менее, в начале 1930-х гг. в СССР был разработан трехцветный аналог Кинемаколора «Спектроколор». Именно эта система лежала в основе первого в стране цветного короткометражного фильма «Праздник труда» (1931г.);

  • «Синеколор”.

Технология появилась в начале 20 в., но широкое распространение получила только в 20-х гг. 20 столетия, одновременно с «Техниколором».

Афиша к фильму "Дуня Корнакова"

Афиша к фильму «Дуня Корнакова»

Не требовавшая серьезных финансовых затрат, она просуществовала наравне с трехцветными разработками до конца 1940-х гг., в частности,  была использована в 1935 г. при создании первого отечественного двухцветного игрового кино «Груня Корнакова».

  • «Техниколор»

Преобладавшая на международном кинорынке с 1917 по 1955 гг., технология прошла путь от аддитивной двухцветной системы к трехцветной, ознаменовавшей прорыв в качестве цветопередачи.

Постер к фильму «Иван Никулин — русский матрос»

Советским ответом камерам «Техниколора» стала трехпленочная «ЦКС-1», созданная в начале 1930-х гг.

Пилотный проект – документальный фильм «Цветущая юность» — увидел свет в 1939 г., а уже в 1944 г. вышел в прокат первый полнометражный цветной фильм в СССР «Иван Никулин – русский матрос».

Значение цвета в кино. Теория «цветового кино» Эйзенштейна

Таким образом, технический функционал кино совершенствовался быстрыми темпами: в обиход входили многослойные пленки и трехпленочные камеры. Но в эстетике кинематографа изменения происходили медленнее:

 инструмент эмоционального усиления и выразительности: так воспринимался цвет на начальных этапах его творческого освоения.

Это детерминировалось явным как несовершенством цветопередачи, так и особенностями психо-эмоционального восприятия окружающего мира.

Но поступательное развитие технического прогресса постепенно привело к изменению парадигмы восприятия цвета (способ и орудие не только эпатажа,  но и достоверной передачи изображения), а также свело на нет доминирование черно  — белого кино как единственно верного и достоверного оттиска окружающего мира.

В 30-40-е гг. 20 в.  экранная фотография максимально приблизилась к живописному изображению: расширение спектра оттенков позволило придать изображению большую натуралистичность, а игра контрастов – передавать сложную гамму чувств.

Именно в это время Эйзенштейн формулирует концепцию «цветового» кино.

Цвет, в его понимании, – не оболочка воплощения мысли, а форма ее выражения. Отсюда вытекает аксиоматичная фундаментальность цвета как идейной, драматургической характеристики сюжета, его образно-выразительного звучания.

Афиша к фильму "Иван Грозный"

Афиша к фильму «Иван Грозный»

«Цветовое» кино в противовес цветному – и в доказательство тому появляется вторая в СССР серия  «Ивана Грозного», где была продемонстрирована эстетическая природа цвета, фактически проведена параллель между цветом и музыкой.

Цвет стал использоваться не только в качестве способа выражения мысли, а идейного элемента сюжета; его язык стал разнообразней.

Новое понимание «красок» в кинореальности было представлено в картине  Довженко «Мичурин» (1949 г.) и Юткевича  «Отелло» (1955г.).

Технический прогресс в фильмопроизводстве — новшества и достижения

Со 2 половины 60-х гг. началась трансформация цветовидения. Выразительные и этические возможности цвета использоваться кинематографистами для решения широкого спектра задач: от идеологических до стилистических.

Афиша к фильму "Отелло"

Афиша к фильму «Отелло»

Эксперименты с «красочным» наполнением картин внесли серьезные фактурные изменения в их создание, позволяя выделять необходимые элементы, усиливать те или иные смыслы. Экранная жизнь приближалась к жизни реальной. Во многом эту тенденцию определяли новаторские достижения в технической области. Появились

  • новые модели ручных камер и типы объективов,
  • многослойные пленки и уникальные оперативные средства для панорамного обзора и многоканальной записи.

Благодаря развитию способов дистанционного управления камерами кинематографисты смогли получить редкие кадры из мест, ранее недоступных из-за высокой степени риска для жизни. Все эти новшества обозначили широкие перспективы в области творческого переосмысления монтажной природы кино: появилась возможность конструировать собственную экранную  реальность и создавать новый рисунок киноязыка.

Компьютерные технологии в кино: 3D, IMAX и другие

Технические новшества открыли дорогу идейным экспериментам и рискованным сюжетным ходам:

  • одновременное присутствие в кадре двух персонажей в исполнении одного и того же актера,
  • ускорение, замедление и реверсия экранного действия

– далеко не полный перечень новых обусловленных развитием компьютерных технологий возможностей. При этом комбинированные съемки, исчезновение и возникновение предмета уже не представляло собой просто набор трюков для эпатирования аудитории; это был способ донесения заложенного смысла, форма творчества.

Фильмы стали не столько снимать, сколько создавать, вовлекая зрителя в кинодействительности, делая его и соучастником и наблюдателем. Первые шаги по созданию стереоизображений были сделаны еще в середине 19 в.: трехмерное изображение получалось благодаря цветовому кодированию изображений (анаглиф). Значительно позже появились IMAX и 3D-технологии, формировавшие иллюзию глубины пространства. Эра информационных технологий, в том числе информационных технологий в кино, отчасти определила будущее кинематографа, открыла новую страницу его истории:

символ современности — цифровое кино технология создания фильмов, не привязанная к пленочному формату.

За 16 лет своего существования цифровое кино и телевидение стали частью современной жизни, а отправной точкой его доминирования на рынке стал 1999 г., когда на одной из международных выставок был презентован первый в мире цифровой кинопроектор. Однако, несмотря на неоспоримые преимущества данного формата  в отношении качества передачи изображения, при производстве картин сейчас используются комбинированные технологии.

Таким образом, достижения интеллектуально-технической мысли стали для кинематографа средством и материалом творчества и во многом повлияли на дальнейшую историю его развития.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русский кинематограф. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.