Формирования славянской религиозно-мистической традиции в русской философии

Эпоха Средневековья имеет особое значение в формировании национальной русской философии и основных мировоззренческих концепций, а также во всей истории русской культуры. Этот период в России длился значительно дольше, чем в европейских странах.

Отголоски Средневековья в русской культуре ощущались довольно долго – вплоть до конца 18 — начала 19вв.

Религиозная идеология аскетичного византийского христианства на русской почве существенным образом преобразилось под влиянием народных традиций и устоев, с их поклонением великим силам природы, непосредственностью, жизнерадостностью и человечностью.

Русское народное мировосприятие, которое по сути составляет основу национального характера, оказало огромное влияние на формирование мистической традиции в русской философии и культуре.

Во многих произведениях церковных авторов можно встретить совершенно светские рассуждения и отражение мирских страстей.

В формировании мистической традиции можно выделить два периода:

  • первый связан с Руси переводческой литературы,
  • второй ознаменовался созданием оригинального восточнославянского учения.

Создание славянской письменности братьями-просветителями Кириллом и Мефодием послужило основой для появления на Руси большого количества переводческой литературы, через которую сюда проникли базовые для всей эллинистической культуры образы и понятия. Однако в Россию эти понятия пришли не в чистом античном виде, а в христианизированном византийском варианте.

Это были переводы трудов Святых Отцов Православия, богословов IV века Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и многих других.

Особого расцвета переводческая и оригинальная славянская письменность достигла к 9-10вв., в период “золотого века” Болгарии. Многие концепции и переводы византийских авторов Русь получала через Болгарию. Большой популярностью в то время на Руси пользовались сборники

«Златая цепь», «Измград» «Пчела», «Златоструй».

В этих сборниках были собраны переводы нравоучительных, педагогических, нравственно-дидактических текстов, изречения византийских и античных мыслителей, исторические анекдоты и т.д.

Первым фундаментальным философским трудом, переведенным на древнеславянский и получившим распространение на Руси, стал «Источник знания» Иоанна Дамаскина.

В переводческой и оригинальной литературе этого периода отчетливо прослеживается сильное влияние византийской мистической традиции, а не греческой классической философии. Именно этот символически-мистический характер мировосприятия усвоила и унаследовала русская философия.

Наряду с зарубежными источниками, на формирование русской национальной философии оказывала влияние также развивающаяся в этот период оригинальная отечественная мысль. В период с 11 по14 вв. появляются национальные литературные памятники

«Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» и другие.

Свои труды создают первые выдающиеся представители русской мысли Климент Смолятич, Иларион Киевский, Владимир Мономах, Даниил Заточник, Кирилл Туровский и др.

В своих трудах первые русские книжники рассматривали вопросы о происхождении Руси, стремились создать рациональные теории, объясняющие причины природных явлений и исторических событий. Первые русские мыслители проявляют высокий интерес к внутреннему миру и таинству бытия человека. Наследие первых книжников оригинально и своеобразно по стилю и содержанию.

Эти памятники представляют собой промежуточную стадию между академичным святоотеческим богословием и художественной образностью поэтического мышления.

Целью и первоосновой бытия первые русские книжники провозглашают единение человека с Богом. Однако достижение этого идеала человеческого бытия у них опосредовано стремлением к Спасителю Иисусу Христу — Богу и Человеку.

Произведения первых русских мыслителей по своей сути являются богословскими, однако, несмотря на это, по содержанию и проблематике они выходят за рамки сугубо религиозной литературы.

Так, например, в «Слово о Законе и Благодати» Илариона, автор пользуется библейскими образами для представления картины мировой истории и осмысления законов ее развития. При этом автор выделяет три этапа истории человечества: языческий, иудейский и христианский. Произведение состоит из трех взаимосвязанных частей. В первой части говорится о Христовой вере как единственном источнике Истины и Благодати, а также об утверждении христианской веры на Руси. Вторая часть посвящена восхвалению князя Владимира, принесшего истинную веру на русскую землю. Третья часть этого замечательного произведения − обращение к Богу от имени всей земли русской.

В произведениях первых отечественных мыслителей заметное место занимают также гуманистические идеи о личностной оценке человека и проблемы справедливого общественного устройства.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская философия с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Формирования славянской религиозно-мистической традиции в русской философии

  1. Roxy говорит:

    Всё-таки каждая эпоха накладывает свой неповторимый отпечаток, закладывает определенный кирпичик в эволюцию философской мысли. К сожалению, эпоха Реформации прошла нашу землю стороной, и лично мне очень не хватает реформационных идей в русском богословии. Философия этой эпохи помогла человечеству уверенно перейти от феодализма у новым устоям и далее — безболезненно к новейшим.

Добавить комментарий