Эпоха Средневековья имеет особое значение в формировании национальной русской философии и основных мировоззренческих концепций, а также во всей истории русской культуры. Этот период в России длился значительно дольше, чем в европейских странах.
Отголоски Средневековья в русской культуре ощущались довольно долго – вплоть до конца 18 – начала 19 вв.
Религиозная идеология аскетичного византийского христианства на русской почве существенным образом преобразилось под влиянием народных традиций и устоев, с их поклонением великим силам природы, непосредственностью, жизнерадостностью и человечностью.
Русское народное мировосприятие, которое по сути составляет основу национального характера, оказало огромное влияние на формирование мистической традиции в русской философии и культуре.
Во многих произведениях церковных авторов можно встретить совершенно светские рассуждения и отражение мирских страстей.
В формировании мистической традиции можно выделить два периода:
- первый связан с Руси переводческой литературы,
- второй ознаменовался созданием оригинального восточнославянского учения.
Создание славянской письменности братьями-просветителями Кириллом и Мефодием послужило основой для появления большого количества переводческой литературы, через которую сюда проникли базовые для всей эллинистической культуры образы и понятия. Однако в Россию эти понятия пришли не в чистом античном виде, а в христианизированном византийском варианте.
Это были переводы трудов Святых Отцов Православия, богословов IV века Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и многих других.
Особого расцвета переводческая и оригинальная славянская письменность достигла к 9-10 вв., в период “золотого века” Болгарии. Многие концепции и переводы византийских авторов Русь получала через эту страну. Большой популярностью в то время на Руси пользовались сборники
«Златая цепь», «Измград» «Пчела», «Златоструй».
В этих сборниках были собраны переводы нравоучительных, педагогических, нравственно-дидактических текстов, изречения византийских и античных мыслителей, исторические анекдоты и т.д.
Первым фундаментальным философским трудом, переведенным на древнеславянский и получившим распространение на Руси, стал «Источник знания» Иоанна Дамаскина.
В переводческой и оригинальной литературе этого периода отчетливо прослеживается сильное влияние византийской мистической традиции, а не греческой классической философии. Именно этот символически-мистический характер мировосприятия усвоила и унаследовала русская философия.
Наряду с зарубежными источниками, на формирование отечественной национальной философии оказывала влияние также развивающаяся в этот период оригинальная мысль. В период с 11 по 14 вв. появляются национальные литературные памятники.
«Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» и другие.
Свои труды создают первые выдающиеся представители русской мысли Климент Смолятич, Иларион Киевский, Владимир Мономах, Даниил Заточник, Кирилл Туровский и др.
В этих работах первые русские книжники:
- рассматривали вопросы о происхождении Руси,
- стремились создать рациональные теории, объясняющие причины природных явлений и исторических событий.
Первые русские мыслители проявляют высокий интерес к внутреннему миру и таинству бытия человека, их наследие оригинально и своеобразно по стилю и содержанию.
Эти памятники представляют собой промежуточную стадию между академичным святоотеческим богословием и художественной образностью поэтического мышления.
Целью и первоосновой бытия первые русские книжники провозглашают единение человека с Богом. Однако достижение этого идеала человеческого бытия у них опосредовано стремлением к Спасителю Иисусу Христу – Богу и Человеку.
Произведения этих мыслителей по своей сути являются богословскими, однако, несмотря на это, по содержанию и проблематике они выходят за рамки сугубо религиозной литературы.
Так, например, в «Слово о Законе и Благодати» Иллариона, автор пользуется библейскими образами для представления картины мировой истории и осмысления законов ее развития. При этом писатель выделяет три этапа истории человечества:
- языческий,
- иудейский
- и христианский.
Произведение состоит из трех взаимосвязанных частей. В первой части говорится о Христовой вере как единственном источнике Истины и Благодати, а также об утверждении христианской веры на Руси. Вторая часть посвящена восхвалению князя Владимира, принесшего истинную веру на русскую землю. Третья часть этого замечательного произведения − обращение к Богу от имени всей земли русской.
В произведениях первых отечественных мыслителей заметное место занимают также гуманистические идеи о личностной оценке человека и проблемы справедливого общественного устройства.