Множество вещей современности были такими же обыденными и в древние времена. К примеру, колесо или столовые приборы. Сейчас мы их используем для своих нужд не задумываясь, какая история тянется за ними сквозь века.
Аналогичная ситуация и с плакатами рекламного или социального характера.
Предтечи обыденного
Родоначальниками современных плакатов были глиняные объявления о пропаже раба в Древнем Египте. Из-за жестких условий содержания, люди массово сбегали и нужно было как-то извещать местное население о таком акте неповиновения.
Сотни лет развития, и мы видим цветные оповещения Древней Греции и Рима, информирующие плебс о предстоящих спектаклях, празднествах, интересных торговых предложениях.
Дата появления первого плаката – 1482 год. Тогда английский торговец книгами Батдольд использовал своеобразное объявление для рекламы «Геометрии Эвклида». Нововведение быстро прижилось в Старом Свете и до наших дней дошел графический лист с рыцарского романа «Прекрасная Мелуиза», выделяющийся своим эротическим подтекстом.
Бытность плаката в Новое время
Немцем Алоизом Зенефельдером был представлен новый способ печати изображения. Он состоял в нанесении химического состава на камень с покрытием его красками. За счет тиснения задуманное изображение или буквы переносились на лист бумаги. Единственный недостаток – использование только одного цвета и фонового оттенка.
Это удешевило процесс печати не только книг, но и набирающих популярность графических листов.
Следующая революция в полиграфии – открытие метода хромолитографии. С ее помощью еще в 1838 году русский художник Корнилий Яковлевич Тромоним отпечатал 600 иллюстраций к книге о князе Святославе. В дальнейшем он создавал цветные альбомы с репродукциями произведений искусства.
Развитие плаката тесно связано с открытиями новых видов печати, что и произошло в 1865 году. Тогда мир узнал о фотохромолитографии, где использовались первые цветные снимки. Главная особенность – смешивание трех красок, за счет чего получалось изображение любого цвета.
Повысились тиражи книг и графических листов по более низким ценам, цветные репродукции стали натуральнее.
Главный факт!
Родоначальником современного плаката считается Жюль Шере, который в 1866 году основал небольшую литографию в столице Франции.
Он сформулировал основные догмы плакатного искусства – броскость, цветастость, возможность воспринимать написанное «на ходу», лаконичность и центрирование на чем-то одном.
Плакаты в неспокойное время
К концу XIX века плакаты стали частыми гостями в аналогах рекламных агентств. С их помощью завлекали клиентов на культурные мероприятия, предлагали товар.
С приходом 1-й Мировой войны графика преобразилась в агитационную, подчинилась политике. Она использовались для выработки правильного отношения населения к решениям
Революция 1917 года показала силу плакатов в пропаганде – так началась история политической графики. Художники того времени считали своим долгом изобразить на небольшом листе бумаги бушующие за окном социальные перемены.
Аналогичная ситуация наблюдалась и во время Второй Мировой войны, только с большим масштабом и усердием.
Наши дни
Сейчас плакаты используются в рекламе, для информирования граждан о правительственных инициативах, выполняют социальную функцию. Многие используют красивые изображения в качестве необычного подарка. На холсте может быть изображение человека или приятный эпизод из его жизни, фото любимого питомца.
На рынке много компаний, занимающихся полиграфией во всех ее проявлениях. Они гасят спрос населения на подобные презенты, предлагая весь потенциал технического прогресса. Узнать об их деятельности подробнее можно тут https://copy.spb.ru/poligr_prod/plakaty_postery_afishi/fotoplakaty/
Время идет и привычными становятся вещи, которые бросались в глаза люду еще пару сотен лет назад. Современного человека уже довольно трудно удивить и «зацепить», так что рекламщики идут на всякие хитрости, каждый раз изобретая велосипед.