Мюзикл в российской истории — от истоков до современности

Мюзикл – жанр театрально-музыкальной постановки, где сплетаются воедино хореография и музыка, пение и диалоги, театральная драматургия.

Возникновение мюзикла как жанра, понятие и особенности

Зародился данный вид искусства в США в 20-е годы прошлого века. Однако как самостоятельное направление этот вид искусства был признан только в 40-х годах, когда на Бродвее с успехом был поставлен первый в истории мюзикл «Оклахома». Несмотря на то, что сами авторы называли произведение «музыкальной комедией», зрителями она была воспринята, как нечто новое, необычное. Позднее сами авторы назвали свое произведение просто «musical» – это и дало название новому жанру. «Оклахома» просуществовала на сцене пять лет. А в 2002 году снова вернулась на сцену.

Долгое время музыкальные представления были прерогативой исключительно американской индустрии развлечений. Только в 80-х годах прошлого столетия на лондонской сцене поставили «Отверженные» – с этого момента начинается история европейских постановок этого жанра.

Основные «три кита» жанра:

  • либретто, лирика и музыка в равной степени составляют основу произведения;
  • широкий жанровый диапазон – от комедии до драмы;
  • в основе лежат знаменитые литературные произведения;
  • большое количество задействованных лиц: режиссеры, сценаристы, костюмеры, осветители, хореографы, декораторы. 

Мюзикл как жанр искусства. Отличие от водевиля и оперетты

Оперетту можно по праву считать предшественницей мюзикла. Она возникла в 19 веке в Европе, а в Америку пришла значительно позже.

Оба этих направления искусства имеют много схожих черт. Так, например, до начала 20-го века мюзикл называли «американской опереттой». После того, как в основу музыкальных произведений стали ложиться местные традиции и предпочтения, он стал самостоятельным жанром искусства. Оперетта воспринимается легким, комедийным жанром, в котором музыка – это существенная часть спектакля. В отличие от нее, в мюзикле главными являются диалоги, приближенная к эстрадной музыка, более сложное хореографическое и музыкальное оформление. Причем танцы – это неотъемлемая часть жанра.

Водевиль представляет собой комедийную пьесу с танцами и песенками-куплетами. Он более легкий в восприятии, менее затратный в плане производства и использования различных эффектов. 

Наиболее известные мировые мюзиклы

Известные мировые произведения, такие как

«Моя прекрасная леди», «Кабаре», «Кошки», «Чикаго», «Эвита», «Отверженные», «Призрак оперы», «Мама миа»

не теряют своей актуальности, их до сих пор ставят на Бродвее и в Лондоне.

Самым легендарным произведением, занесенным в книгу рекордов Гиннесса как мюзикл-чемпион, является «Фантастикс». Он пользовался популярностью на протяжении 42 лет. За это время состоялось 17 162 представления.

Известнейшая постановка «Иисус Христос-суперзвезда», которая покоряла зрителей своей зрелищностью и трагизмом, ставилась по всему миру только на протяжении 33 лет (речь идет только об оригинальной постановке).  

 Музыка и драматургия как отражение основы мюзикла

 Основными составляющими мюзикла являются в равной степени:

  • слова,
  • музыка,
  • декорации,
  • хореография.

Они дополняют, поясняют друг друга, придавая постановке динамичность. Музыкальная драматургия – важная часть действия, обобщающее средство, которое присутствует в спектакле от начала и до конца. Музыка сопровождает происходящее на сцене, следует за текстом, отражает смену настроений, радости и трагедии, выражает основную идею произведения. Все вместе это позволяет зрителю прочувствовать всю глубину драматургии произведения.

Драматургия музыкального представления заключается в отражении остро-социальных вопросов своего времени и их критической оценке. Это еще одна особенность развития жанра.

Зарождение мюзикла в России

В России так же, как и в США, предпосылкой к возникновению этого направления стал джаз.

И.Дунаевский и Г.Александров в своих произведениях 30-х годов прошлого столетия смогли органично соединить русский менталитет с легкостью голливудских сюжетов, славянскую музыку и джазовые аранжировки, русско-народные танцы и американский степ.

Однако политическая обстановка того времени не позволила этому направлению развиваться дальше, и на долгие сорок лет советские композиторы забыли об этом жанре.

 После 60-х годов на советской сцене вновь пытаются поставить мюзиклы.  Так, например, в театре им. Ленинского комсомола была поставлена «Вестсайдская история». Несмотря на то, что эту постановку было сложно назвать мюзиклом в прямом смысле слова, она имела широкий отклик у зрителей.

Среди успешных отечественных постановок этого жанра можно выделить спектакль «Свадьба Кречинского», «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось».

«Российский путь» развития мюзикла отличается от американского. Он возник в русской театральной среде, имеет другую специфику, нежели его «коллега» из-за океана. Так, в 70-е годы им стали считать музыкально-драматические спектакли, которые основывались на классических произведениях, в которых для максимального эффекта восприятия постановки параллельно шло музыкальное сопровождение.

Американские музыкальные постановки, наоборот, активно используют особую форму театральной практики, широко распространенной на Бродвее: антрепризу. Актеры-универсалы, продюсеры – все работают над коммерческим успехом спектакля. Для них контакт со зрителем так же важен, как и финансовая часть, в отличие от российского, где материальное – второстепенно.

Тем интереснее судьба произведения «Юнона и Авось», которое пошло именно по американскому пути развития, сохраняя зрительскую аудиторию на протяжении нескольких десятков лет.

Мюзикл в СССР: от Утесова до «Трех мушкетеров»

После выхода на экран «Веселых ребят», где так блестяще сыграла джаз-банда Леонида Утесова, в СССР впервые заговорили о мюзикле. Хотя в фильме было не так много музыкальных номеров, тем не менее, они являлись участниками фильма, наравне с основными актерами. После этого музыкальная линия стала прослеживаться и в других фильмах: «Цирк», «Волга-Волга», где музыкальные номера были вмонтированы в фильм.

Благодаря успеху вышедших на экран фильмов, в таком же жанре один за другим выходят в свет постановки: «Алые паруса», «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось», «Вольный ветер», «Белая акация» и другие.

Помимо театральных постановок, на советские экраны выходят музыкальные фильмы не только для взрослых, но и для детей: «Буратино», «Чертенок». А экранизация романов А.Дюма «Три мушкетера» принесла актерам и режиссеру ошеломляющий успех у зрителей, и сам фильм до сих пор не утратил своей привлекательности.

 Современный мюзикл в России

Мюзиклы российского периода не поддержали громких успехов подобных постановок СССР. Только в конце 90-х годов такие постановки стали появляться на российской театральной сцене. Первой постановкой этого жанра был адаптированный вариант польского «Метро» (1999 г.).

В скором времени после этого вышла уже российская постановка – «Норд-Ост» (2001 г.). Это была масштабная постановка произведения В.Каверина «Два капитана», обещавшая стать весьма популярной. К сожалению, перспективы этого произведения перечеркнул крупный теракт – захват заложников 23-26.10.2002 г. в здании Театрального центра на Дубровке. В результате трехдневного противостояния и силовой операции погибло, по разным данным, около 174 человек. С тех пор наименование «норд-ост» ассоциируется исключительно с произошедшей трагедией. Само произведение несколько раз пытались перезапустить, но безуспешно.

В течение нескольких лет один за другим появляются:

  • «Нотр-Дам де Пари», «Чикаго», «Сорок вторая улица» (все 2002 год),

  • «Иствикские ведьмы» , «12 стульев» (2003 г.),

  • «Ромео и Джульетта» (2004 г.),

  • «Кошки» (2005 г.).

В 2006 году вышла постановка на основе песен группы ABBA – мюзикл «Мамма Миа!» — он стал самым успешным на тот момент в России. Однако, кроме «12 стульев», это все были постановки по лицензии иностранных авторов.

Важной вехой в истории развития жанра в современной России является 2008 год. В это время на экраны вышел первый российский музыкальный фильм «Стиляги». С этого времени постановка мюзиклов в России была поставлена на поток. Известные и не очень, успешные и провальные, иностранные и российские – ежегодно выходили по 5-7 произведений.

Сегодня мюзиклы по-прежнему востребованы и не утратили популярности, их переводят на разные языки мира и играют по всему свету. Появляются новые постановки, которым еще предстоит завоевать своего зрителя.

Композиторы жанра мюзикл СССР:
И. Дунаевский.
Г. Гладков.
А. Рыбников.
А. Колкер.
В. Дашкевич.
М. Дунаевский.

Композиторы жанра мюзикл РФ:
М. Дунаевский.
А. Рыбников.
А. Градский.
А. Журбин.
А. Иващенко.
Г. Васильев.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская музыка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.