11 декабря отпраздновал бы свой 95 день рождения А. И. Солженицын, писатель-диссидент, безусловно, знаковый для русской литературы. К юбилею автора приурочен ряд мероприятий, инициированных, прежде всего, Фондом Александра Солженицына и, в частности, вдовой писателя Натальей Дмитриевной.
В первую очередь, выставку «Александр Солженицын: Из-под глыб» организует Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, которая начинает работу 10 декабря и продлится два месяца. На ней будет представлен личный архив Александра Исаевича, включающий и ордер на арест, датированный 1945 годом, и отдельные самиздатовские экземпляры произведений автора, и книжку с выписками, и даже телогрейку Солженицына. Архив, послуживший основой выставки и насчитывающий около сотни экспонатов, российской общественности будет представлен впервые.
В стенах Московской консерватории 10 декабря состоялось необычное выступление, в рамках которого «Крохотки», миниатюры в прозе, созданные Солженицыным, были озвучены под аккомпанемент прелюдий композитора Д. Шостаковича. Оба мастера были знакомы с 1963 года и высоко оценивали произведения друг друга. В своё время Шостакович предложил Солженицыну идею «озвучить» «Матрёнин двор» и написать по его мотивам одноимённую оперу, однако начинанию не суждено было воплотиться в жизнь. Современный проект носит название «Отражение в воде», существует уже два года, за это время посетил несколько российских городов и, по мнению создателей, призван довести до конца дело, начатое двумя классиками.
Кроме того, по всей России запланирован ряд проектов и мероприятий, так или иначе связанных с круглой датой.
Ныне активно обсуждается проект установки памятника писателю в городе Тольятти, который станет уже третьим городом с памятником Солженицыну после Белгорода и Ростова-на-Дону. Проект планируется реализовать в городском парке возле уже существующего мемориала жертвам политических репрессий с целью подчеркнуть диссидентскую сущность писателя.
В Рязани будет предпринята ещё одна попытка почтить память Солженицына при помощи музыки. В день рождения писателя в Рязанской областной филармонии концерт фортепианной музыки даст сын литератора – музыкант Игнат Солженицын.
Очевидно, что мероприятия, приуроченные к юбилею Александра Исаевича Солженицына, имеют глобальный характер. Они вышли за рамки «столичности», не ограничились Москвой и Санкт-Петербургом и не осуществляются в замкнутом формате «культура ради культуры», и это не удивительно.
Книги Солженицына подчинялись исповеданию ценностей народничества и, если угодно, почвенничества. Среди прочего они акцентировали внимание читателя на теме народной памяти, идее исторической памяти, незамутнённой преходящими вещами и идее отдельного человека-микрокосма. Романы и рассказы Солженицына заложили концептуальные основы того, что в советское время получило название «деревенская литература», того, что являлось квинтэссенцией всего русского, воплощенного в феномене «средняя полоса России» в культурном понимании. Для обитателя европейской России Солженицын с работой «Матрёнин двор» был тем же, чем являлся для сибиряка Валентин Распутин со своим «Прощанием с Матёрой» или Чингиз Айтматов для жителя Центральной Азии с книгой «Буранный полустанок». Все эти писатели были солидарны в одном: пренебрежение народной памятью в пользу прогресса и информации недопустимо, поскольку ведёт к потере самоидентификации и последующей культурной гибели.
Для многих антисоветская направленность прозы Солженицына является основным индикатором творчества автора. Но если охарактеризовать творчество Солженицына кратко, то можно сказать, что диссидентство автора являлось лишь средством для воплощения упомянутых идей. Советский режим, сопряжённый с активной индустриализацией и формализацией многих ценностей, лишал человека культурных ресурсов, необходимых для самоидентификации, это, в свою очередь, приводило к ликвидации традиций, а историческая память активно перекраивалась. Солженицын же основную задачу писателя видел в препятствовании этим процессам, пронося сквозь время идею бесценности аутентичного культурного опыта.
Отношения Солженицына с советской властью были непредсказуемы: в 40-е – арест и ссылка, в 50-е – реабилитация, возможность публиковать произведения и принятие в Союз писателей, 60-70-е – опала, исключение из писательского союза, высылка из страны.
Конфликт с властью у А. Солженицына начался ещё в конце войны. Уже тогда в письме своему товарищу Николаю Виткевичу он критиковал политику И. Сталина, обвиняя последнего в искажении идеалов ленинизма. Это эпистолярное доказательство и послужило основанием для ареста и осуждения писателя. В феврале 1945 года он был отправлен на Лубянку, а в августе – в лагерь Новый Иерусалим согласно решению суда. Сменив несколько мест заключения, в 1953 году он был освобождён и отправлен на постоянное поселение в южный Казахстан в посёлок Берлик. В это время писатель пересматривает свои политические взгляды и полностью отвергает марксизм в пользу православно-патриотических воззрений, что, безусловно, отразилось на его зрелом творчестве.
В 1954 году в связи с ухудшением здоровья писатель был отправлен в Ташкент на лечение. События этого периода легли в основу романа «Раковый корпус». Произведение представляет собой опыт поиска жизненного смысла и повествует о жизни пациентов онкологического отделения больницы при Ташкентском мединституте. В этом произведении рельефно обозначились новые воззрения автора. Люди, находясь на лечении в раковом корпусе, осознают, что они, вероятно, ступают на свою финальную жизненную дистанцию. Осознание близкой кончины избавляет человека от всего наносного и сиюминутного, а главное, лишает страха перед «земными царями» и приводит человека к поиску вечной истины и бога.
Духовная оппозиция советскому режиму проявилась и в произведении «В круге первом». Произведение было написано на основе личных впечатлений автора от пребывания в спецтюрьме МВД-МГБ в начале 1950-х и раскрывает суть жизненного выбора между конкретной выгодой и зовом совести.
Центральным произведением Солженицына по праву считается «Архипелаг ГУЛАГ» – работа о репрессиях в Советском Союзе и главном символе этих репрессий – Главном управлении лагерей и мест заключения. Над «Архипелагом», который был опубликован вначале за рубежом, а в годы Перестройки и в СССР, Солженицын работал более 20 лет. Основанное на обширном корпусе документов, воспоминаниях осуждённых и личном опыте автора, произведение по праву может считаться главной энциклопедией советской лагерной жизни, путеводителем по ней, учебником по её истории и её толковым словарём. Огромной заслугой Солженицына было донесение до массового читателя лагерного языка, самостоятельной лингвистической единицы, жившей полноценной жизнью в среде заключённых.
В 1970 году А. Солженицын становится лауреатом Нобелевской премии по литературе. Невзирая на отрицания Комитета, все видели в этом награждении политический подтекст. Так или иначе, произведения Солженицына возымели своё влияние в вопросе политического поражения коммунизма на западе. После объявления имени победителя Солженицын на родине был спешно «заклеймён позором» и исключён из Союза писателей. На награждении победитель не присутствовал: партийное руководство не препятствовало его выезду, однако для Солженицына это мог быть билет лишь в один конец. Это подтвердилось через четыре года – в 1974 году писатель был выслан из страны.
На родину писатель вернулся в 1994 году, и возвращение его стало всероссийской акцией. После возвращения он сразу отправляется поездом из Владивостока в Москву через всю Россию, встречаясь на станциях с почитателями и прессой. В новых культурно-политических реалиях Солженицын казался последним живым воплощением настоящей национальной идеи и чуть ли не пророком, который приведет свой народ к благоденствию. Вместе с тем, писатель избежал близких отношений с большой политикой и до самой смерти оставил за собой роль духовного наставника народа и третейского судьи в вопросах культурного становления новой России.