В следующем году Государственный Эрмитаж отпразднует свой юбилей – в декабре 2014 года крупнейшему в мире культурно-историческому и художественному музею исполнится 250 лет. К годовщине Эрмитажа будет приурочен ряд мероприятий, которые будут реализованы в течение будущего года.
О праздновании 250-летия впервые заговорили ещё в 2011 году, когда прошло первое заседание оргкомитета. На нём было принято решение о реставрации Главного штаба, строительстве новых корпусов фондохранилища, учреждении Музея гвардии, а также о повышении государственного статуса Эрмитажа. Кроме того, сейчас ведутся переговоры о создании филиала музея в Омске, а сам музей уже получил от губернатора Омской области подарок к будущему юбилею – микроминиатюру с изображением императрицы Екатерины Великой.
В ноябре 2013 года в Санкт-Петербурге в здании Эрмитажа состоялась премьера оперы «Ленора». Создание этого произведения относится к концу XVIII века, однако её рукописная партитура была обнаружена лишь недавно. Эта премьера положила начало марафону мероприятий, связанных с юбилеем.
В будущем году в Санкт-Петербурге пройдёт биеннале Manifesta – это событие тоже будет сопряжено с днём рождения Эрмитажа. Перспективы проведения этой выставки обсуждались на Втором Международном культурном форуме, который был собран в ноябре. Основная цель этого биеннале – отражение процессов, протекающих в культуре европейских стран. Выставка постоянно меняет место своей дислокации и проходит поочерёдно в разных городах Европы. В минувшие годы она уже посетила Любляну, Мурсию, Франкфурт-на-Майне и Роттердам, в прошлый раз она размещалась в провинции Лимбург в Бельгии и работала в течение четырёх месяцев. Кроме собственно выставки, в рамках биеннале обычно проводятся разноплановые дискуссии, тренинги и семинары. Ответственным за организацию петербуржской «Манифесты» был назначен Каспер Кёниг, бывший директор кёльнского музея. Цель выставки – попытка объединить в рамках единой концепции образцы современного творчества и признанные шедевры культуры.
Помимо этого, Третий Международный культурный форум, который планируется провести в ноябре 2014 года, будет посвящён Году культуры в России и, в частности, юбилею Государственного Эрмитажа. Программа собрания будет согласована при участии директора музея Михаила Пиотровского.
Наконец, сотрудники Эрмитажа организуют в течение грядущего года ряд выставок, повествующих о новых пополнениях музея, его археологических экспедициях и о реставрационных работах, инициированных Эрмитажем. Более подробных сведений пока что нет, но музей обещает поделиться ими в ближайшее время.
История Государственного Музея Эрмитажа в Санкт-Петербурге берёт своё начало в середине XVIII века, в 1764 году. В основу изначальной коллекции легли картины из личного собрания Екатерины II, которые она покупала в частном порядке в Европе. Сперва собрание располагалось во флигеле императорского дворца, который носил французское название «ermitage», что означало «место для затворничества» или «келья», отсюда и название, которое музей носит по сей день.
Создание подобного собрания было созвучно идеям русского Просвещения, набиравшего обороты в XVIII веке и подразумевавшего не только заимствование и распространение европейских идей, но также и коллекционирование русским дворянством образцов западной культуры.
Самая первая коллекция полотен была приобретена в Берлине. Чуть позже собрание пополнилось коллекциями саксонского графа Брюля, французского барона Кроза, британского премьер-министраУолпола. К концу XVIII века будущий музей располагал работами таких мастеров, как Питер Пауль Рубенс, Рембрандт и Рафаэль. Кроме того, Эрмитажу достались произведения скульптуры эпохи Возрождения, коллекция резных камней и личные библиотеки французских просветителей.
В эпоху Александра I и Николая I Эрмитаж продолжает развиваться. При Николае начинается реализация идеи превращения коллекции в музей, открытый для публики. Параллельно продолжается пополнение собрания новыми экспонатами.
Открытие музея состоялось в 1852 году, он расположился в специально созданном здании Нового Эрмитажа. К тому моменту Эрмитаж располагал уже не только произведениями европейского искусства, но и образцами азиатского и древнеегипетского творчества. Создание музея на базе собрания Эрмитажа послужило толчком для притока новых экспонатов. Коллекция пополнялась материалами частных коллекций и археологических экспедиций.
Установление советской власти неоднозначно сказалось на Эрмитаже. С одной стороны, массовая национализация стала причиной притока в музей многих частных собраний. С другой стороны, государством в 30-е было распродано полсотни шедевров мирового искусства из коллекции музея, а Императорская золотая комната была перенесена из Эрмитажа в здание Кремля. На время Великой Отечественной войны фонды музея были эвакуированы на Урал, в самом же здании Эрмитажа располагалось бомбоубежище. После войны в музей в качестве трофеев поступил ряд экспонатов из побеждённой Германии, а в 1948 году в Эрмитаж влились фонды Музея нового западного искусства, который был в этом же году расформирован.
В постсоветскую эпоху формирование фондов продолжилось преимущественно за счёт произведений искусства XX века.
Государственный Эрмитаж сегодня – это музей, располагающий образцами искусства от палеолита до XX века. Сюда входят и материалы археологических исследований на территории всего бывшего СССР (каменный век, скифское золото, «палеолитические Венеры»), и произведения так называемых «великих мастеров» (Джотто, Ван Эйк, Босх, Брейгель, Тициан), и работы представителей импрессионизма (Мане, Домье, Тулуз-Лотрек). Эрмитажу принадлежит пять корпусов на дворцовой набережной, среди которых Зимний дворец, Большой и Малый Эрмитаж, а также здания в других частях Санкт-Петербурга. Эрмитаж имеет несколько филиалов в других городах, в том числе за рубежом.