«Оттепель»: Тодоровский и мифотворчество

2 сентября на телеэкранах стартовала премьера работы Валерия Тодоровского сериал «Оттепель». 12-серийная картина расскажет зрителю о жизни и творчестве юных советских киношников в эпоху хрущёвской «оттепели». Молодой режиссёр Егор Мячин, вчерашний ученик ВГИКа, получает предложение от известного кинооператора Виктора Хрусталёва поучаствовать в одном его проекте. Виктор планирует реализовать киносценарий своего товарища Кости Паршина, который незадолго до этого погиб в результате несчастного случая. Администрация «Мосфильма» позволяет новоявленным коллегам заняться этой работой, однако при условии, что они предварительно завершат фильм «Девушка и бригадир», первый режиссёр которого получил травму в ходе запоя. Егор и Виктор вынужденно соглашаются.

Безусловно, работа Тодоровского не только о кинематографе: сюда вплетён и стандартный любовный треугольник, и человеческая дружба, и красочный портрет эпохи советской либерализации, в этом фильме есть чувство тогдашних перемен и самые смелые надежды советского человека на лучшее. Режиссёр признаётся, что он не ставил перед собой цель показать максимально правдоподобно советский быт: с коммуналками, руганью на кухнях и пьяницами, играющими во дворе в домино. Главная идея фильма – создание своеобразного мифа эпохи, иллюстрации, избавленной от законов времени, герои которой будто бы вечно будут молоды и счастливы, а не документально точной реконструкции хронологического отрезка длиной в десятилетие.

Романтика каждой эпохи неповторима, особенно в проекции на шарм определённой профессии. Как в своё время Дзига Вертов нарисовал картину раннесоветской киноромантики в своём «Человеке с киноаппаратом», так и Тодоровский показал её, но поместив её уже в 60-е годы, и, в отличие от классика, предпочёл скупому этюду яркий портрет времени.

постер к фильму "Оттепель"

постер к фильму «Оттепель»

«Оттепель» Тодоровского – работа, прежде всего, о молодых. Хрущёвская эпоха, будучи связанной с обновлением политической жизни, привела к активизации молодого поколения. Недаром в 1957 году в Москве прошёл Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Режиссёр признаётся, что идею для своей новой работы он почерпнул из западного проекта «Безумцы» («Mad Men»), повествующего о буднях манхэттенских рекламщиков в эпоху президентства Кеннеди, ведь именно это время может считаться самым «молодёжным» во всей американской истории. Кроме того, формат американского сериала послужил причиной того, что отечественная работа также была создана многосерийной. По убеждению самого режиссёра (а для него «Оттепель» оказалась первым сериалом в послужном списке), качественная кинодраматургия неуклонно перемещается из кинотеатров на голубые экраны. Пример тому – западная телеиндустрия, которая сумела добиться в области сериалов небывалых успехов, и её продукция легко выдерживает конкуренцию с серьёзным кино. В связи с этим, постановщик более не рискует растерять индивидуальность и мастерство, связавшись с телевидением.

Неслучайно также и то, что в качестве главных героев повествования режиссёром были выбраны именно киношники. Эпоха «оттепели» характеризуется небывалым подъёмом советской киноиндустрии. В связи с либерализацией политического режима и смягчением цензурных запретов, возникает целая плеяда киноработ, знаковых для отечественного кино. Не боясь государственной опалы, режиссёры начинают создавать новое кино, причём не только профессиональное, но и любительское или студенческое. Именно тогда признанный классик Андрей Тарковский создаёт сперва свою дипломную работу «Каток и скрипка», а позже снимает гениального «Андрея Рублёва». Тогда же в свет выходят «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Судьба человека» Сергея Бондарчука, а также первые работы Леонида Гайдая – фильмы, которые сейчас по праву можно назвать хрестоматийными. Кроме того, на экранах появляются произведения заграничных режиссёров: «8 1/2» и «Ночи Кабирии» Федерико Феллини или, к примеру, «Пепел и алмаз» Анджея Вайды. Наблюдается поистине колоссальный всплеск интереса к кино в СССР, со стороны как зрителей, так и его создателей.

П.Тодоровский (1925-2013)

П.Тодоровский (1925-2013)

В это время творит и отец молодого российского режиссера  мастер кино  -П.Тодоровский. Ему собственно и его времени и была посвящена «Оттепель»

Может быть, именно тогда кино действительно становится «важнейшим из искусств».

Валерий Тодоровский начал свой творческий путь в начале 90-х годов работой «Катафалк». Оформление авторского стиля режиссёра проходило параллельно со становлением постсоветского кино, поэтому работы Тодоровского для многих представлялись примером того, как должен был выглядеть новый кинематограф. Размышляя о творческом багаже того или иного актёра, принимавшего участие в работах мастера – будь то Чулпан Хаматова, Даниил Спиваковский, Леонид Ярмольник, Сергей Гармашили Олег Янковский – словно бы нарочно вспоминаешь в первую очередь их роли в произведениях Тодоровского. Может быть оттого, что именно ему удавалось в наибольшей мере реализовать их потенциал на экране.

Его смелая режиссерская работа «Страна глухих», вышедшая на экраны в 1998 году, задала определённый вектор для авторского кино и показала, каким этому жанру подобает быть. Тема одиночества в городе с миллионным населением, предложенная режиссёром, становится день ото дня лишь актуальнее и демонстрирует обратную сторону глобализации.

Драма «Мой сводный брат Франкенштейн» показывает нам авторское видение «чеченского синдрома» в России, то, что война может врываться в дома не только в виде вооружённых людей и падающих с неба снарядов. Она входит в жилища и витает там незримым упрёком вместе с душами погибших и тем иррациональным страхом, который привозят с собой те, кто вернулся с этой войны.

Картина Тодоровского «Любовник» о двух антагонистах: любовнике и обманутом муже, которые сближаются после смерти любимой ими женщины вопреки всем законам трагического жанра.

Работы режиссёра, вероятно, не входят в рейтинги самых любимых или популярных фильмов в российской киноиндустрии, однако исправно выполняют главную функцию искусства: знаменуют собой этапы развития отечественного кинематографа, служат творческим подспорьем для дальнейшего поступательного развития в области кино.

Валерий Тодоровский не так давно уже обращался к теме «оттепели» и тогда это тоже было реализовано в виде своеобразной попытки мифотворчества. Речь о фильме «Стиляги», вышедшем в прокат в 2008 году.

Следует сказать, что упомянутая эпоха в последние годы оказалась в центре внимания и других отечественных режиссёров. Чего стоит, например, «Космос как предчувствие» Алексея Учителя – ещё одна версия мифологизации эпохи с её мыслями, мечтами и ожиданием первого полёта человека в космос.

Хорош ли миф, созданный Валерием Тодоровским, и какое место займёт его новая работа в деле создания образа эпохи «оттепели» – эпохи молодости и веры в лучшее – телезритель может узнать уже прямо сейчас.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Интересные новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.