Алексея Германа удостоили “Капитолийской волчицы”

Культовый отечественный режиссёр Алексей Герман удостоился посмертной награды в рамках кинематографического фестиваля, который проходит ныне в столице Италии. «Золотую капитолийскую волчицу» вручили сыну и вдове режиссёра перед премьерной демонстрацией фильма «Трудно быть богом», который оказался последней работой Германа и был завершён лишь после кончины создателя.

Путь этой киноработы к зрителю продолжался целое десятилетие, а финальную доработку фильм претерпевал уже под руководством Германа-младшего. По его мнению, именно многолетний труд его отца и был отмечен высокой наградой, которая, кроме того, имеет первостепенную важность для российского киноискусства в целом. Более того, вручение награды подобного уровня ушедшему из жизни режиссёру – случай доселе беспрецедентный.

Алексей Герман появился на свет в 1938 году в Ленинграде, режиссёрское ремесло осваивал в стенах ЛГИТМиКа в числе учеников мастерской легендарного Григория Козинцева. С 1998 года совмещал творческую работу с преподавательской в рамках режиссёрских и сценаристских курсов. В творческом багаже мастера семь киноработ.

Творческую манеру Германа практически невозможно спутать с иной, прежде всего, благодаря привычке режиссёра облачать всё в чёрно-белые тона. Статичные или плавно изменяющиеся кинопланы с каждым кадром, продуманным на уровне фотоискусства, всегда были особо впечатляющими для зрителя. Всё это сближало атмосферу фильмов режиссёра с документальными зарисовками, демонстрирующими экранный образ беспристрастно и максимально реалистично.

А.Герман

А.Герман

«Трудно быть богом» уже не первая работа Германа, которая так долго ожидала встречи со зрителем, однако прежде причины задержки были иными. В советское время Алексей Герман оказался в числе «полочных» режиссёров отечественной кинематографической индустрии, будучи слишком неоднозначным, сложным и не вполне понятным для советской цензуры. Жертвой нравственного надзора стала картина «Проверка на дорогах», повествующая о судьбе раскаявшегося коллаборациониста, который в годы Великой Отечественной войны сдался советским партизанам с целью искупить свою вину в рядах движения сопротивления. Фильм, не столько раскрывающий вопрос героизма или предательства на войне, сколько проповедующий право человека на искупление и отказ от порочного клейма блудного сына, благополучно пролежал 15 лет «на полке», поскольку, по мнению советской «полиции нравов», сводил на нет героизм советских партизан. В прокат картина вышла лишь с началом перестроечных процессов в 1986 году.

Военная тема проходит яркой красной нитью сквозь чёрно-белое творчество режиссёра – «Рабочий посёлок» и «Двадцать дней без войны» также посвящены ей. Однако Герман был обречён смотреться «белой вороной» на фоне советского кинопрома, даже если его работы и не изымали из проката, ибо видел войну совершенно иначе. Его фильмы решительно выпадают из стройного ряда героических произведений других советских режиссёров. Едва ли мастер смог бы преподать войну как некий коллективный, но, вместе с тем, безличный подвиг или, если угодно, подвиг классовый. Основной целью Алексея Германа было показать человека, который стоит перед необходимостью противостоять не только врагу, но и самой войне, которая грозит обезличить его и лишить его жизнь моральных оснований и смысла. В этом отношении произведения режиссёра могут быть сопоставлены с работами Ларисы Шепитько и Элема Климова, ибо Герман всегда решительно отбрасывал нигилистическое «à la guerre comme à la guerre» и в который раз утверждал истину, что хорошим быть никогда не стыдно.

Постсоветский период творчества режиссёра открывает фильм «Хрусталёв, машину!», на съёмки которого ушло семь лет. Фильм, рисующий путём абсурда советскую атмосферу в последние дни сталинского режима, создавался в не менее абсурдной обстановке постсоветской России, в условиях хронической нехватки средств  и потому сама картина для многих была эквивалентна подвигу. Для зрителя это был уже совершенно иной Герман: загадочный, сюрреалистичный, хаотичный, но от этого не менее талантливый – отдельные критики чествовали фильм чуть ли не лаврами «фильма десятилетия». Через два года после выхода «Хрусталёва» мастер приступил к производству работы, которая оказалась последней.

Фильм «Трудно быть богом» без преувеличения является работой всей жизни Германа. Идея его создания появилась у режиссёра ещё в далёком 1968 году, однако в связи с Пражской весной проект пришлось отложить в долгий ящик; не оказалась плодотворной и попытка возобновить работы в конце 1980-х.

Алексей Герман не дожил до реализации столь желанного проекта чуть менее года, однако уже сейчас можно смело говорить, что фильм стоил того, чтобы ждать.

Для того чтобы узнать, трудно ли на самом деле быть богом, российскому зрителю осталось дождаться февраля, Алексей Герман же теперь имеет возможность выяснить этот вопрос лично.

 

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Интересные новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.