Жанровое своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Создавая произведение, автор иногда испытывает затруднение в том, как определить жанр. Особенно тогда, когда сам текст не укладывается в жесткие рамки.

А.С.Грибоедов первоначально определил «Горе от ума» как «сценическую поэму», затем как «драматическую картину» и только потом как комедию. Классицизм XIX века требовал от автора комедии осмеяния человеческих пороков, развлечения публики.

А.С.Грибоедов преследовал иные цели. В письме к Катенину автор раскрывает смыл комедии:

«… в моей пьесе двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко выше других».

Таким образом, тема пьесы – трагическое противостояние умного человека не понимающему его обществу. Но почему комедия?

Начнем с того, что определим каноны комедии, сложившиеся к началу XIX века в русской культуре.

  • Комедия должна была соответствовать единству времени, места и действия.
  • В комедии должна быть одна сюжетная линия, в финале порок должен быть наказан, а добродетель торжествует.
  • Персонажи должны соответствовать амплуа (герой- любовник. героиня, субретка, резонер).

Грибоедов во многом отступает от классицистических канонов:

в комедии две сюжетных линииюбовная и общественная),

говорящие фамилии и амплуа значительно дополнены индивидуальными чертами героев Фамусов не только ретроград, но любящий отец, Молчалин – хороший исполнитель, Софья – горда и независима, Чацкий – не только горд, умен, но и самоуверен, иногда даже бестактен.

Итак, оставаясь в рамках классицистической комедии, автор наполняет ее новыми чертами в духе романтизма и реализма.

«Горе от ума» — сатирическая комедия. Главное в ней – несоответствие внешнего и внутреннего, мыслей и поведения. Так, благонравный на словах Молчалин – циник по отношению к людям, но на словах и в поведении – любезен, услужлив.

Противоречивы и высказывания персонажей о Скалозубе:

«И золотой мешок, и метит в генералы» — «… слова умного не выговорил сроду ».

Высокое положение персонажей не соответствует их поведению или мыслям.

Скалозуб говорит:

«…чтоб чины добыть, есть многие каналы».

Фамусов занимает довольно большой пост – управляющий в казенном месте, однако он формально и попустительски относится к своим обязанностям:

«Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».

Общечеловеческой морали противостоит мораль этого общества:

«Грех не беда, молва нехороша».

Подчас речи Чацкого не понимают другие персонажи или понимают превратно.

Комические несоответствия есть и в характере Чацкого. Пушкин, например, отказывал Чацкому в уме. Дело в том, что умный человек попадает в нелепую ситуацию – мечет бисер перед свиньями. Его никто не слушает (3-е действие) и не слышит.

Комически преобразован в комедии любовный треугольник.

Чацкий любит Софью, которая любит Мочалина, Молчалин же признается во влюбленности служанке Лизе, которая в свою очередь грезит о буфетчике Петруше.

Комичен язык персонажей. Уже современники отмечали, что многие строки комедии стали афоризмами

(«Ну как не порадеть родному человечку», «Шел в комнату — попал в другую», «Карету мне, карету», «Кузнецкий мост и вечные французы» и многие другие).

Стоит отметить, что авторами этих реплик могут быть абсолютно все персонажи.

Итак, автор определил жанр своего текста как комедию. Однако все не так просто: комические обстоятельства, в которые попадает главный герой, постоянные разнообразные несоответствия, противоречия между комическим и трагическим – все это помогает Грибоедову наиболее полно раскрыть трагический конфликт между

«веком минувшим» и «веком нынешним». Возможно, следует назвать жанр «Горе от ума» трагикомедией. Преобладание общественно-политического конфликта над любовным и делает пьесу трагикомедией. Гоголь же называл «Горе от ума» «общественной комедией».

Здесь важно то, что Гоголь – лучший сатирический писатель и драматург XIX века, называет этот текст комедией, таким образом подтверждает определение Грибоедова.

В то же время то, что специалисты до сих пор спорят о жанровом своеобразии пьесы Грибоедова, говорит о том, что эта замечательная вещь до сих пор остается загадкой и для критиков, и для литературоведов, и для читателей и зрителей.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Жанровое своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

  1. Уведомление: темы сочинений по русской литературе 19 века

  2. Ольга говорит:

    Спасибо!

Добавить комментарий