Образная система комедии и новаторское решение Грибоедова
В «Горе от ума» в системе образов присутствуют классицистические каноны:
(героиня, удачливый и неудачливый любовники, обманутый отец, резонер)
2. Любовный треугольник
(Чацкий – Софья – Молчалин)
3. Говорящие фамилии
(Скалозуб, Молчалин, Репетилов и др.)
Уровни организации системы персонажей
1. Главные герои «Горе от ума» – это участники:
любовного конфликта – Чацкий – Софья- Молчалин,
общественного конфликта – Чацкий- Фамусов
2. Второстепенные персонажи
участвуют как в любовном конфликте, так и в общественно-политическом – Лиза, Скалозуб, Горич, Репетилов
3. Эпизодические персонажи – гости на балу у Фамусова (Тугоуховские, Хлестова, Хрюмины, Г.Н., Г.Д.) – дают более широкую картину московского общества, поддерживают и распространяют сплетню о Чацком. Приемы сарказма, гиперболы, иронии позволяют автору делать картину более яркой
4. Внесценические персонажи:
- (буфетчик Петруша,
- княгиня Марья Алексеевна,
- Максим Петрович,
- брат Скалозуба и др.)
– они расширяют систему образов, позволяют судить о картине московского барства, а также о новых людях более рельефно.
Антитеза как принцип организации образной системы комедии
1. Идейные противники- антиподы
(Чацкий- Фамусов)
2. «Век нынешний»
(Чацкий, брат Скалозуба, князь Федор, профессора педагогического университета)
«век минувший»
(сам Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Хлестова и др.)
3. Антагонизм воззрений двух веков в комедии «Горе от ума» строится на различном отношении к:
- богатству и чинам
- службе
- образованию
- иностранному и иностранцам
- крепостному праву
- свободе суждений и мнений
- протекционизму
- моральным нормам и нравам
Новаторские решения в комедии
Новаторство Грибоедова в создании системы образов – это:
1. Большое количество действующих лиц (более 20)
2. Нет четкого деления на положительных и отрицательных героев
(Фамусов не только ретроград, но и любящий отец, не любит книги и чтение вообще, но позволяет Софье читать французские романы, Софья – умная, образованная, ироничная, но именно она пускает сплетню о сумасшествии Чацкого)
3. Живая картина московского дворянского общества (реалистический принцип создания персонажей).