Новаторство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Развернутый план к сочинению на тему:

Новаторство   А.С.Грибоедова в комедии «Горе от ума»

I. Классицизм как ведущее литературное направление в драматургии до Грибоедова (Д.Фонвизин, А.Сумароков, Я.Княжнин, А Шаховской и др.

II. Новаторство пьесы А.С.Грибоедова

1. Сохранение внешних признаков классицизма

  • любовная интрига

(Чацкий- Софья – Молчалин, Софья – Молчалин –Лиза и др.)

  • единство времени и места

(действие происходит в доме Фамусова в течение суток)

  • название, заключающее в себе основную мысль

( умный человек противопоставлен толпе глупцов)

  • сохранение классицистических амплуа

(героиня, резонер, субретка, удачливый любовник, неудачливый любовник и т.п.)

  • говорящие фамилии

(Репетилов, Тугоуховский, Молчалин)

2. Черты романтизма в комедии

  • герой, противопоставленный обществу

(Чацкий – фамусовскому обществу)

  • трагический пафос пьесы

(«страдательная роль» Чацкого – И.Гончаров)

  • трагическое одиночество героя

(Чацкий одинок, никем не понят)

  • мотив изгнанничества

(в финале герой покидает не только дом Фамусова, но и Москву)

3. Черты реализма в «Горе от ума»

  • неоднозначность персонажей

                  (например, Фамусов или Софья )

  • типичность героев в типичной ситуации

                            (Фамусов – типичный московский барин той эпохи)

  • индивидуализация характеров героев

                     (например, мы узнаем о том, как Скалозуб добился повышения чина, каково его образование, его мечты и намерения)

          (бал в доме Фамусова)

4. Переворот в области языка драматургии

(язык героев пьесы живой, близкий к реальной жизни)

5. Афористичность языка комедии

                 (множество фраз комедии стали афоризмами)

6. Комедия написана не шестистопным ямбом, как обычно писались классицистические комедии, а вольным стихом

             (силлабо-тонический стих из строк разной длины)

7. Неоднозначность финала

         (в частности, не ясно – победитель Чацкий или побежденный, какова будет судьба Софьи и т.д.)

III. Неоднозначность восприятия и трактовки пьесы на протяжении ее существования

  • пьеса как отражение общественно-политического конфликта эпохи
  • пьеса как любовно-психологическая драма
  • пьеса как антикрепостническая и декабристская
  • пьеса как антидекабристская (скепсис автора по отношению к борцам и энтузиастам)

IV. Возможность и необходимость новых интерпретаций

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Новаторство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

  1. Уведомление: Грибоедов, темы сочинений "Горе от ума"

  2. Уведомление: Русский писатели 19 века в роли критиков: Тургенев, Гончаров, Толстой, Салтыков-Щедрин, Лесков

  3. Уведомление: Конфликт, сюжет и композиция комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Добавить комментарий