Классицизм существовал как ведущее литературное направление в драматургии до Грибоедова (А.Сумароков, Д.Фонвизин, Я.Княжнин, А Шаховской и др.). Меж тем, Александр Сергеевич смог привнести ряд новаторских решений, проявившихся в его единственном произведении.
Новаторство в комедии «Горе от ума»
Сохранение внешних признаков классицизма
- любовная интрига
(Чацкий- Софья – Молчалин, Софья – Молчалин –Лиза и др.)
- единство времени, действия и места
(действие происходит в доме Фамусова в течение суток)
- название, заключающее в себе основную мысль
( умный человек противопоставлен толпе глупцов)
- сохранение классицистических амплуа
(героиня, резонер, субретка, удачливый любовник, неудачливый любовник и т.п.)
- говорящие фамилии
(Репетилов, Тугоуховский, Молчалин)
Черты романтизма в комедии
- герой, противопоставленный обществу
(Чацкий – фамусовскому обществу)
- трагический пафос пьесы
(«страдательная роль» Чацкого – И.Гончаров)
- трагическое одиночество героя
(Чацкий одинок, никем не понят)
- мотив изгнанничества
(в финале герой покидает не только дом Фамусова, но и Москву)
Черты реализма в «Горе от ума»
- неоднозначность персонажей
(например, Фамусов или Софья )
- типичность героев в типичной ситуации
(Фамусов – типичный московский барин той эпохи)
- индивидуализация характеров героев
(например, мы узнаем о том, как Скалозуб добился повышения чина, каково его образование, его мечты и намерения)
- точность реалистических деталей жизни московского барства
(бал в доме Фамусова)
Переворот в области языка драматургии
(язык героев пьесы живой, близкий к реальной жизни)
- Афористичность языка пьесы
(множество фраз комедии стали афоризмами)
2. Комедия написана не шестистопным ямбом, как обычно писались классицистические комедии, а вольным стихом
(силлабо-тонический стих из строк разной длины)
3. Неоднозначность финала
(в частности, не ясно – победитель Чацкий или побежденный, какова будет судьба Софьи и т.д.)
Неоднозначность восприятия и трактовки пьесы на протяжении ее существования:
- как отражение общественно-политического конфликта эпохи
- как любовно-психологическая драма
- как антикрепостническая и декабристская
- как антидекабристская (скепсис автора по отношению к борцам и энтузиастам)
«Горе от ума» и ныне сохраняет возможность и необходимость новых интерпретаций своего содержания и авторских интенций в ней.
Наша презентация