Новаторство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Новаторские черты комедии «Горе от ума»

Классицизм существовал как ведущее литературное направление в драматургии до Грибоедова (А.Сумароков, Д.Фонвизин, Я.Княжнин, А Шаховской и др.). Меж тем, Александр Сергеевич смог привнести ряд новаторских решений в своем произведении, проявившихся в следующем.

Сохранении внешних признаков классицизма

  • любовная интрига

(Чацкий- Софья – Молчалин, Софья – Молчалин –Лиза и др.)

  • единство времени и места

(действие происходит в доме Фамусова в течение суток)

  • название, заключающее в себе основную мысль

( умный человек противопоставлен толпе глупцов)

  • сохранение классицистических амплуа

(героиня, резонер, субретка, удачливый любовник, неудачливый любовник и т.п.)

  • говорящие фамилии

(Репетилов, Тугоуховский, Молчалин)

Черты романтизма в комедии

  • герой, противопоставленный обществу

(Чацкий – фамусовскому обществу)

  • трагический пафос пьесы

(«страдательная роль» Чацкого – И.Гончаров)

  • трагическое одиночество героя

(Чацкий одинок, никем не понят)

  • мотив изгнанничества

(в финале герой покидает не только дом Фамусова, но и Москву)

Черты реализма в «Горе от ума»

  • неоднозначность персонажей

(например, Фамусов или Софья )

  • типичность героев в типичной ситуации

(Фамусов – типичный московский барин той эпохи)

  • индивидуализация характеров героев

(например, мы узнаем о том, как Скалозуб добился повышения чина, каково его образование, его мечты и намерения)

(бал в доме Фамусова)

Переворот в области языка драматургии

(язык героев пьесы живой, близкий к реальной жизни)

  1. Афористичность языка пьесы

(множество фраз комедии стали афоризмами)

2. Комедия написана не шестистопным ямбом, как обычно писались классицистические комедии, а вольным стихом

(силлабо-тонический стих из строк разной длины)

3. Неоднозначность финала

(в частности, не ясно – победитель Чацкий или побежденный, какова будет судьба Софьи и т.д.)

Неоднозначность восприятия и трактовки пьесы на протяжении ее существования:

  • как отражение общественно-политического конфликта эпохи
  • как любовно-психологическая драма
  • как антикрепостническая и декабристская
  • как антидекабристская (скепсис автора по отношению к борцам и энтузиастам)

«Горе от ума» и ныне сохраняет возможность и необходимость новых интерпретаций своего содержания и авторских интенций в ней.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.