Лирический образ и его эволюция у Блока

Лирический герой в поэзии Александра Блока является сложной и многогранной фигурой, которая эволюционирует на протяжении всего его творчества. Лирический герой поэта – это не просто отражение автора или его чувств, это собирательный образ, через который  выражает философские, духовные, общественные и личные поиски. Он воплощает в себе противоречия времени, внутренние конфликты и стремления к недосягаемым идеалам. Чтобы глубже понять этот образм, рассмотрим его основные черты и этапы развития.

 

Романтический идеализм раннего лирического героя

На раннем этапе творчества, особенно в «Стихах о Прекрасной Даме» (1904), лирический герой Блока — это романтически настроенный молодой человек, ищущий возвышенных духовных смыслов. Его главная цель — постижение идеала, воплощенного в образе Прекрасной Дамы. Этот образ связан с философией Владимира Соловьёва о «вечной женственности», Софии — воплощении божественной мудрости и красоты. Лирический герой обожествляет женщину, стремится к ней как к высшему духовному идеалу, видя в ней не столько земное существо, сколько мистический символ.

Прекрасная Дама — это не конкретная женщина, а символ чистоты, духовного совершенства, к которому герой стремится. Лирический герой этого периода живет мечтой о слиянии с этим идеалом, он полон благоговения перед ним. Однако вместе с этим в его лирике уже присутствует чувство разочарования и недосягаемости идеала, что порождает глубокую внутреннюю драму.

 

Кризис романтического идеала и появление темы разочарования

С развитием творчества поэта лирический герой постепенно начинает отходить от первоначального романтического идеализма. Идеал Прекрасной Дамы утрачивает свою исключительную роль, что связано как с личными переживаниями поэта, так и с изменяющимся мироощущением. В циклах «Распутья» и «Снежная маска» (1907), а также в других произведениях, появляется тема разочарования, утраты веры в идеалы. Герой Блока сталкивается с тем, что идеалы не могут быть реализованы в реальной жизни, и это порождает чувство трагизма.

Важным примером такого разочарования является стихотворение «Незнакомка» (1906). В этом произведении лирический герой впервые встречает женщину, которая, возможно, напоминает ему  Прекрасную Даму, но её образ окрашен в более земные и даже трагические тона. Образ незнакомки многозначен: она одновременно манит и отталкивает, олицетворяя иллюзорность идеалов и невозможность найти их воплощение в реальности.

“И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.”

Эта женщина — таинственная и недосягаемая, как Прекрасная Дама, но она уже не вызывает у героя возвышенных чувств, а порождает тоску и отчаяние.

 

Трагический лирический герой поздней поэзии

В поздних произведениях Блока лирический герой всё больше осознаёт драматичность окружающего мира и свою внутреннюю разобщённость с ним. На этом этапе его лирика наполняется ощущением хаоса, неопределенности и тревоги. Лирический герой находится в поиске не только утраченных идеалов, но и смысла в мире, который кажется ему бездушным и разрушительным.

В поэме «Двенадцать» (1918) лирический герой уже не романтический идеалист, стремящийся к высшим духовным целям. Он становится свидетелем и участником революционных событий, которые воспринимаются им одновременно как катастрофа и нечто неизбежное. Герой поздней лирики поэта ощущает разрыв между собой и миром, он уже не находит себе места в этом мире, испытывая чувство безысходности и трагизма.

Важно отметить, что в позднем творчестве Блока лирический герой нередко оказывается на грани между жизнью и смертью, реальностью и мистическим предчувствием конца. Это ощущение катастрофы и конца эпохи отражено в таких стихотворениях, как «Родина» и «Скифы», где лирический герой предчувствует надвигающийся исторический перелом.

 

Мотив города в образе лирического героя

Город занимает важное место в лирике Блока, особенно в изображении внутреннего мира его героя. Город у Блока часто символизирует холодную, враждебную среду, в которой душа лирического героя испытывает одиночество и отчуждение. В цикле «Город» (1904-1908) Петербург становится символом этого отчуждения. Лирический герой блуждает по мрачным улицам города, осознавая бессмысленность и пустоту своего существования в этом мире.

Город в лирике Блока — это не просто физическое пространство, но и метафора душевного состояния героя. Здесь он сталкивается с неразрешимыми внутренними противоречиями, которые находят отражение в образах темных улиц, фонарей, бесцельных блужданий.

Примером этого можно считать стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…», где город представлен как замкнутый круг, из которого нет выхода:

“Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.”

Здесь лирический герой находится в состоянии отчаяния, безысходности, ощущая бессмысленность всего происходящего.

 

Мотив судьбы и предчувствия катастрофы

Одним из ключевых мотивов, проходящих через все творчество Блока, является мотив судьбы. Лирический герой Блока ощущает себя под властью некой высшей силы, которая управляет его жизнью и событиями вокруг. Это ощущение судьбы часто связано с предчувствием грядущих катастроф — как личных, так и исторических.

Особенно ярко это проявляется в стихотворениях, написанных в преддверии и после революции 1917 года. Лирический герой воспринимает революцию как неизбежную историческую катастрофу, которая сметает всё на своём пути. Однако, несмотря на трагизм происходящего, он ощущает, что это — часть неизбежного хода истории.

В «Двенадцати» революция представляется как проявление судьбы, а лирический герой становится её свидетелем и участником. Эта неизбежность судьбы и трагизма пронизывает весь поздний период творчества Блока, делая его лирического героя фигурой, которая не может противостоять ходу времени и истории.

 

Таким образом, лирический герой Блока — это многогранный образ, который эволюционирует вместе с поэтом. От романтического идеалиста, стремящегося к духовному совершенству, он превращается в трагическую фигуру, осознающую бессмысленность и жестокость окружающего мира и становится одним из самых глубоких и драматичных лирических образов в русской поэзии начала XX века.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Материалы по литературе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.