«Пятницы в Пушкинском»: новая акция в рамках Года культуры в России

Администрация ГМИИ им. Пушкина заявила о начале новой акции «Пятницы в Пушкинском», которая стартует 25 января и продлится три месяца. Всё это время, по заявлению директора учреждения Марины Лошак, Пушкинский музей по пятницам будет открыт до девяти вечера. Данная акция, проходящая в рамках проекта «Год культуры», направлена на популяризацию ГМИИ.

Ещё в прошлом году в рабочем графике музея появились «продлённые четверги» – в эти дни он тоже принимает посетителей до девяти часов пополудни – теперь же было решено внести в расписание ещё и пятницы. По мнению директора учреждения, пятница – очень удачный день для вечернего визита в музей, поскольку посвятить культуре свободный вечер накануне двух выходных дней многим будет удобно.
По пятницам посетителей будут ждать нестандартные экскурсии, которые проведут для них известные актёры, музыканты и художники, они станут свидетелями театральных постановок, кинопоказов и перформансов, а также смогут попасть в запасники музея. Так, 24 января школа-студия МХАТ представит публике «Прометея прикованного» Эсхила, а в дальнейшем ещё несколько пьес. Администрация музея уже заручилась поддержкой актёров Евгения Миронова, Вениамина Смехова, лингвиста Вячеслава Иванова, филолога Евгении Гениевой, искусствоведа Андрея Толстого и многих других деятелей искусства.

Сейчас ведутся переговоры с Вячеславом Полуниным, Дмитрием Крымовым и Львом Додиным. Помимо этого, планируется организовывать встречи посетителей с работниками музея: хранителями, реставраторами и научными сотрудниками, которые посвятят всех желающих в специфику своей работы. Среди планов ГМИИ имени Пушкина – организация экскурсии, повествующей о художнике Хаиме Сутине, а также подготовка выставки «Сюрреализм в книге художника», посвящённой жизни и творчеству Сальвадора Дали.
Проекты создания художественно-образовательного музея в России появились ещё в первой половине XIX века. Их авторами в разное время выступали З. А. Волконская, К. К. Гёрц и Н. В. Исаков. Вместе с тем, всерьёз этой проблемой занялись лишь в 1896 году, когда был объявлен конкурс проектов подобного музея, который предполагалось создать при Московском университете, располагавшем Кабинетом изящных искусств и древностей, в котором содержалась коллекция античных ваз, собрание монет, библиотек и несколько слепков античных скульптур. Условия конкурса были разработаны профессором И. В. Цветаевым — отцом великой русской поэтессы М.Цветаевой.
Среди пятнадцати проектов лучшей была признана разработка архитектора Р. И. Клейна, согласно которой здание музея предлагалось выстроить в виде античного храма с колоннами ионического ордера. Сам Цветаев принимал непосредственное участие в реализации начинания, обеспечивая создателей необходимой литературой с образцами античного зодчества.
Параллельно с 1898 года начал работу Комитет по устройству Музея, состоявший из добровольцев. Целью Комитета, возглавляемого великим князем Сергеем Александровичем, было распространение знаний об изящных искусствах, сбор добровольных пожертвований на создание музея, а также формирование первой коллекции будущего музейного учреждения. Данная общественная организация просуществовала до 1917-го года.

Музей изящных Искусств в Москве17 августа 1898 года состоялась церемония закладки здания будущего музея. Экспонаты для музея, состоявшие в основном из слепков и копий, стали поступать задолго до окончания строительства, поэтому сперва их хранили в складских помещениях на территории стройки. Пополнявшие будущую коллекцию слепки создавались в европейских музеях по личной инициативе Цветаева.
В будущий музей стекались и оригинальные экспонаты. Так, в 1909–1911 годах, учреждение получило коллекцию востоковеда В. С. Голенищева, собрание образцов итальянской живописи и декоративного искусства было передано М. С. Щёкиным, а граф А. А. Бобринский пожертвовал в коллекцию предметы французского литья.
С 1909-го набирает обороты реализация научной программы музея. Благодаря инициативе Цветкова, вспомогательная кафедра истории искусств в Московском университете была преобразована в самостоятельное отделение.
31 мая 1912 состоялось долгожданное открытие Музея изящных искусств имени Александра III – таким было его полное название. На пост директора был назначен И. В. Цветаев. Поскольку новый музей имел статус учебного, в нём, помимо поведения экскурсий, также практиковалось чтение лекций для студенчества.
В первые советские годы музей подвергся реорганизации. В 1923 году учреждение перестало подчиняться университету и превратилось в Государственный музей изящных искусств. В последующие годы его фонды пополнились экспонатами расформированных Румянцевского музея и Музея иконописи и живописи, а также материалами национализированных личных коллекций и усадеб. Кроме того, в Госмузей были переданы отдельные единицы хранения из Третьяковской галереи, Исторического музея и др.

В 1932 году учреждение получило новое имя – Государственный музей изобразительных искусств, а в 1937-м – приставку «имени А. С. Пушкина». С этого времени название музея более не менялось.
В годы войны значительная часть фондов оказалась в Соликамске и Новосибирске, здание в Москве пострадало и в 1946 году начались восстановительные работы. В конце 40-х фонды музея пополнились за счёт собрания Государственного музея нового западного искусства, который был упразднён в это же время. Корпус поступивших экспонатов был столь велик, что их опись растянулась почти на двадцать пять лет, и общественности они были представлены лишь в 1974-м. В 50-е в фондах музея оказались спасённые от уничтожения картины Дрезденской галереи, которые легли в основу нескольких новых экспозиций.
Послевоенный период в целом характеризуется интенсификацией не только выставочной, но и исследовательской деятельности музея – организуются археологические изыскания на территории Крыма, Тамани и Эребуни (Армянская ССР).
В 1985 году в музее открылся отдел личных коллекций.
В настоящее время ГМИИ предлагает посетителям экспозиции, которые можно разделить на четыре обширные группы:

  • экспозиция слепков;
  • культура древних цивилизаций;
  • картинная галерея;
  • экспозиция личных коллекций.

При музее работают искусствоведческие кружки для детей, функционирует комплекс реставрационных мастерских, а также научная библиотека.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Год Культуры в России. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.