Тема технологического искусства и использования ИИ в искусстве является крайне актуальной в современном культурном контексте по нескольким причинам:
- Современные технологии развиваются с огромной скоростью, и их влияние на все аспекты жизни, включая искусство, постоянно растет. Интеграция технологий в искусство открывает новые возможности для творчества и взаимодействия с аудиторией.
- Технологическое искусство меняет способы восприятия и интерпретации художественных произведений. Оно предлагает новые формы взаимодействия и участия зрителей, делая искусство более интерактивным и доступным.
- Технологическое искусство оказывает значительное влияние на современную культуру, формируя новые эстетические ценности и культурные практики. Оно способствует развитию киберэстетики и постгуманизма, которые переосмысляют отношения между человеком и технологиями.
Технологическое искусство – определение и история
Технологическое искусство — это художественное направление, в котором используются современные технологии для создания и представления произведений искусства.
Это может включать в себя использование:
- цифровых медиа,
- компьютерной графики,
- интерактивных инсталляций,
- виртуальной реальности (VR),
- дополненной реальности (AR) и других инновационных технологий.
Его развитие началось с первых экспериментов, включающих использование техники и технологий в художественном процессе. В XX веке художники начали экспериментировать с новыми медиа, включая фотографию, кино, видео и компьютерную графику в свои произведения. Одним из первых примеров является использование световых эффектов и кинетических скульптур в работе Ласло Мохой-Надя (1895-1946)
В 1960-е годы технологическое искусство получило дальнейшее развитие благодаря движению “Новые медиа” (New Media), которое использовало эксперименты с видеоартом и компьютерной графикой. Например, художник Нам Джун Пайк использовал видеотехнологии для создания интерактивных инсталляций, которые предвосхитили современные мультимедийные инсталляции.
С появлением персональных компьютеров в 1980-е и 1990-е годы технологическое искусство стало еще более разнообразным и доступным. Авторы стали использовать цифровые технологии для создания интерактивных произведений, цифровых инсталляций и интернет-арта. Одним из знаковых примеров является проект “Электронная супермагистраль” Нам Джун Пайка, который объединил видео, компьютерную графику и интерактивные элементы.
В XXI веке технологическое искусство продолжает развиваться, интегрируя новые технологии, такие как виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR), 3D-печать и искусственный интеллект (ИИ). Современные художники создают масштабные интерактивные инсталляции, используя передовые технологии для погружения зрителей в уникальные цифровые миры.
Искусственный интеллект и его интеграция в искусство (история и перспективы)
Искусственный интеллект (ИИ) в искусстве (AI-generated art) — это использование алгоритмов машинного обучения и других методов ИИ для создания, анализа и модификации художественных произведений.
ИИ может быть использован для:
- генерации новых произведений искусства на основе анализа огромных массивов данных,
- создания интерактивных и адаптивных инсталляций,
а также для автоматического распознавания и интерпретации художественных стилей и техник.
Искусственный интеллект (ИИ) начал активно интегрироваться в искусство в конце XX и начале XXI века. Одной из первых вех стало использование алгоритмов для создания музыкальных композиций и визуальных произведений. В 1970-х годах композитор Дэвид Коуп разработал программу “EMI” (Experiments in Musical Intelligence), которая использовала ИИ для создания музыки в стиле известных композиторов.
В 1990-е и 2000-е годы развитие нейронных сетей и машинного обучения привело к появлению новых форм ИИ-искусства. Проект “AARON” Гарольда Коэна стал одной из первых систем, которая использовала ИИ для создания оригинальных рисунков. AARON работал на основе алгоритмов, которые могли самостоятельно генерировать изображения, имитируя стиль художника.
Современные достижения в области глубокого обучения и генеративных состязательных сетей (GANs) значительно расширили возможности ИИ в искусстве. Теперьс тали возможными как полностью сгенерированные ИИ произведения, так и произведения, созданные в сотрудничестве человека и машины. Например, работы, созданные с помощью генеративно-состязательных сетей (GAN), такие как портрет “Эдмон де Белами”, проданный на аукционе Christie’s в 2018 году.
Примером также может служить проект “Deep Dream” компании Google, который использует нейронные сети для создания сюрреалистических изображений.
Влияние ИИ на процесс искусства
ИИ изменяет процесс создания искусства, делая его более автоматизированным и технологически продвинутым. Это позволяет авторам исследовать новые творческие горизонты и создавать произведения, которые были бы невозможны без использования ИИ. Кроме того, ИИ может выступать как помощник, ускоряя и упрощая технические аспекты создания искусства.
Однако использование ИИ в искусстве вызывает и много дискуссий о роли автора и оригинальности произведений. Вопросы возникают о том, кто является истинным автором произведения — художник, который настроил алгоритм, или сам ИИ, который создал произведение. Также обсуждается, можно ли считать такие произведения оригинальными, если они создаются на основе анализа уже существующих работ. Эти дискуссии поднимают важные вопросы о природе творчества и авторства в эпоху технологий.
Виртуальные инсталляции и дополненная реальность (AR)
Виртуальные инсталляции и дополненная реальность (AR) тоже относятся к произведениям искусства, которые используют технологии для создания интерактивных и иммерсивных опытов. Виртуальные инсталляции — это цифровые среды, полностью погружающие зрителя в виртуальный мир. Дополненная реальность, в свою очередь, накладывает цифровые элементы на реальный мир, создавая смешанную реальность. Например, работы TeamLab, создающие интерактивные инсталляции, где зрители могут взаимодействовать с цифровыми объектами, и проекты, использующие AR для оживления статичных произведений искусства.
Развитие технологий VR и AR позволяет создавать более сложные и интерактивные художественные произведения. Современные VR-гарнитуры и AR-устройства предоставляют художникам инструменты для создания иммерсивных опытов, которые ранее были невозможны. Технологические аспекты включают 3D-моделирование, пространственное аудио, интерактивные элементы и сенсоры, которые делают взаимодействие зрителя с произведением более глубоким и личным.
Виртуальные инсталляции и AR изменяют способы восприятия и взаимодействия с искусством. Эти технологии позволяют зрителям стать активными участниками художественного процесса, создавая личные и уникальные опыты. Виртуальные и дополненные реальности также расширяют возможности для демонстрации искусства, делая его более доступным для широкой аудитории, независимо от географических и физических ограничений.
Философские и теоретические основы технологического искусства
Технологическое искусство формируется под влиянием различных теоретических подходов, разрабатываемых философами, искусствоведами и культурологами. Один из первых, кто начал исследовать взаимосвязь искусства и технологии, был Вальтер Беньямин. В своей работе “Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости” (1936) он утверждал, что технологическое воспроизведение изменяет восприятие и аутентичность искусства. Беньямин подчеркивал, что массовое воспроизведение ведет к утрате “ауры” оригинала, что особенно актуально в контексте цифрового искусства.
Маршалл Маклюэн, известный своей фразой “медиум — это сообщение”, также внес значительный вклад в понимание технологического искусства. Он рассматривал медиа как расширение человеческих способностей и считал, что новые технологии радикально трансформируют восприятие и взаимодействие с миром, включая искусство.
Жан Бодрийяр в своей теории симулякров и симуляции рассматривал технологическое искусство через призму гиперреальности, где границы между реальностью и виртуальностью становятся размытыми. Его идеи особенно актуальны в контексте виртуальных инсталляций и дополненной реальности, где цифровые объекты могут быть восприняты как неотличимые от реальных.
Концепции постгуманизма и киберэстетики
Постгуманизм и киберэстетика предлагают новые философские рамки для понимания технологического искусства. Постгуманизм ставит под сомнение традиционные представления о человеке как центре вселенной, предлагая более инклюзивное и гибридное понимание, включающее как биологические, так и технологические аспекты.
Н. Кэтрин Хэйлс в своей книге “Как мы стали постчеловеками” (1999) исследует, как цифровые технологии изменяют понятие человеческой идентичности и субъективности. Она утверждает, что интеграция технологий в повседневную жизнь и искусство ведет к появлению новых форм существования и самовыражения.
Киберэстетика, в свою очередь, изучает эстетические и художественные аспекты киберпространства и цифровых технологий. Например, Лев Манович анализирует, как цифровые технологии изменяют формы и методы художественного выражения. В своей работе “Язык новых медиа” (2001) Манович рассматривает цифровые произведения как уникальные формы искусства, которые требуют новых подходов к анализу и восприятию.
Влияние на современную культуру
Технологическое искусство существенно трансформирует восприятие искусства и эстетические ценности. В традиционном искусстве зритель воспринимает произведение как объект для созерцания, в то время как в технологическом искусстве границы между зрителем и произведением стираются. Например, интерактивные инсталляции, такие как работы TeamLab, позволяют зрителям активно взаимодействовать с произведениями, изменяя их своим присутствием и действиями. Это создаёт новую форму эстетического опыта, где зритель становится частью художественного процесса.
Кроме того, технологическое искусство расширяет традиционные понятия о красоте и эстетике. Алгоритмы ИИ могут создавать необычные и неожиданные формы, которые вызывают вопросы о природе красоты и оригинальности. Это ставит под сомнение канонические представления о художественной ценности и вызывает переосмысление эстетических критериев.
Таким образом, технологическое искусство и искусственный интеллект представляют собой мощные силы, трансформирующие современную культуру и художественные практики. Эти технологии изменяют восприятие искусства, вводят новые эстетические ценности и расширяют границы творческого процесса.