Собор как церковное собрание — виды, задачи, история

Церковный собор как официальное собрание различных (разноранговых и разностатусных) представителей Церкви имеет своим прообразом встречу в Иерусалиме самих апостолов Христа, о которой нам известно из «Деяний» (автобиографических текстов) ап. Павла.

С течением времени такое собрание церковников оформилось и существует в трех своих основных видах:

  • Архиерейский
  • Поместный
  • Вселенский

«Разделение» на такие типы определяется как  «повесткой» самих церковных соборов, так и статусом их представителей.

Главными задачами соборных собраний всегда считались вопросы:

  • Вероучительные
  • Богослужебные
  • Противодействия ересям
  • Дисциплинарные

История собора как церковного собрания

Уже с апостольских времен всякая община осознавала себя и других как независимое и практически самостоятельное сообщество единоверцев. Меж тем, в правилах таких общин было и поддерживание связей с остальными такими же сообществами. С уходом апостолов все эти церкви, основанные ими, такие связи не прерывают, а даже усиливают их.

Когда произошло разрушение прежнего иерусалимского центра объединения, союз христианских церквей стал ориентироваться на новый центр – Рим, чья община тогда обладала особым положением.

На локальных уровнях также становится преобладающей тенденция к более тесному сплочению небольших общинных образований. В силу этого наблюдалось сложение целых христианских округов. Эти объединения историки относят к естественным движениям, когда небольшие или слабые сообщества тяготеют к более крупным. Последние общины, как правило, находились в крупных локациях проживания – городах.

Значение таких сообществ в больших центрах поддерживалось также авторитетом самих апостолов, которые их основали. В то время как мелкие общины явились их «последышами». Так по абсолютно объяснимым причинам стали формироваться определенные территориальные группы, состоящие из местного центра и объединенных с ним общин. Следует отметить, при этом положении «главная» среди общин не обладала большей властью, она воспринималась лишь связующим звеном, хотя ее авторитет был большим. Но этот авторитет такая община получала не властью, а лишь духовной силой.

Все свои внутренние «вопросы» каждая община могла решать и решала своими силами. Однако с ростом еретических тенденций всем христианским объединениям надлежало соединить усилия. Небольшие местные церкви не обладали соответствующей «компетенцией» в вопросах вероучения, чтобы самостоятельно противостоять еретическим «нападкам», тогда следовало их обращение к более сильному духовному центру за разъяснениями и помощью.

Эти тенденции также способствовали движению объединения местных церковных коллективов вокруг определенного более авторитетного христианского центра.

Все это лишь неполные причины, поясняющие процессы образования местных и крупных собраний общин в истории. Однако именно вопросы веры и борьбы с еретическими движениями можно считать в них определяющими.

Что такое Архиерейский Собор

Церковный собор этого уровня — это официальное собрание высшей власти любого поместного объединения. Так, в РПЦ собрания архиерейского управления «регламентируются» соответствующим Уставов, который был принят в 2000 г. на одном из таких собраний.

Канонические же основы по структуре и взаимоотношениям в управлении поместными церквами заложены в Апостольских правилах (или Постановлениях), в частности в 34 его пункте.

(Таковые Ап. Правила – это большей частью дисциплинарные постановления имеющие:

  • как запретительное,
  • так и предписывающее значение,

и распространяющиеся на клир, но содержащие и отдельные наставления для мирян).

Эмблема Архиерейского собора 2017

Созывать такие архиерейские собрания может лишь глава той или иной поместной общины, он же и обязан председательствовать на этих соборах.

Из истории известны эпизоды, когда в соборах этого уровня принимали участие как миряне, так и низший клир (диаконский и пресвитерский), однако какими-либо канонически определенными полномочиями они при этом не располагали.

Например, в РПЦ эпохальным стал Собор, собранный в 1917-1918 гг., на котором указанные слои общин принимали участие. Это собрание представителей Церкви в России решало вопросы церковно-устроительного плана, т.е. обустройства внутренней жизни общин в новых для ее истории условиях.

В целом же, периодичность созывов собора архиереев определена как:

  • По срокам – 1 в 4 года (не реже)
  • По событиям – перед каждым Поместным собранием, а также в связи с исключительными обстоятельствами.

Что такое Поместный Собор в Церкви

Это также официальное собрание, но уже архипастырей (допустимо, опять же, участие клира, мирских представителей и монашествующих) для решения задач:

  • Толкования вероучения
  • Канонического, пастырского, богослужебного плана
  • Канонизаций
  • Избрания Патриарха
  • Определения отношений с государством

Данное соборное объединение имеет прямое отношение к управлению и власти в Церкви и  связывается с:

  • Архиерейскими Соборами
  • Синодом

По своей периодичности такие собрания не имеют строгой регламентации, к ним прибегают в ситуациях принятия соответствующего решения:

  • собрания архиереев
  • Патриарха
  • Синода

Работа Поместного соборного органа также базируется и определяется, например, в РПЦ – Уставом от 2000 г.

икона ‘Сбор новомучеников Поместного собора 1918’

Интересно, что при синодальном управлении в нашей стране (это периоды от Петра I до Февраля 1917) Поместных собраний церковных иерархов не проводилось. Разрешение на первый такой созыв после трехсотлетнего перерыва дало Временное правительство – и собор продолжался почти год.

Следующими датами Поместных встреч стали года- 1945/71/88/90.

Примечательно, что именно Поместный Собор как собрание, обладающее верховной компетенцией управления, располагает возможностями высших решений в планах власти:

  • Законодательном
  • Судебном

Данный орган — единственный, на чьих собраниях могут быть рассмотрены отступления (нарушения) догматического или канонического порядка в работе самого Патриарха.

Что такое Вселенский Собор

Уровень Вселенского собора подразумевает участие в нем уже всех высоких Поместных  представителей. Ими могут быть лица епископского ранга, священнического чина и т.д.

Собрания вселенского статуса собирались исключительно для обсуждения вопросов, относящихся к категориям:

  • Богопочитания
  • Богопознания

икона ‘Св.Отцы Семи Вселенских соборов’

В христианской истории к таким соборам принято относит 7 собраний первого тысячелетия (от 325 года до 787 года).

Принцип работы этих собраний – христианская соборность. Их постановления, решения определялись не демократическими правилами большинства, а:

  • принципом согласия с Преданием и Писанием,
  • промыслом Божьим
  • содействием Св.Духа

Собор Вселенский признается высшим властным органом, а его догматические постулаты имеют характер непогрешимой истины. Это становится возможным именно ввиду указанных выше принципов, а также того, что:

  • представители данных собраний являют собой всю полноту Церкви – то есть представленность всех общин
  • епископы здесь – это наследники и преемники Апостольского Собора

Интересно, что прямых и непосредственных условий, регламента (канонического или догматического) по определениям полномочий и состава представительства на Вселенском Соборе — нет. Равно как отсутствует строгая норма и по условиям его обязательного созыва. В Православии считается, что работа данного властного органа всей Церкви не может быть регламентирована людьми, поскольку напрямую относится к ведению Св.Духа.

Меж тем, исторические события созывов этих соборов демонстрируют следующее:

  • Все они были собраны по воле императоров
  • Поместное представительство на них было разным, в большинстве своем – это был римский епископат

Однако значение данных вселенских собраний Церкви  — велико. В их догматических определениях было раскрыто целостное учение.

Последний Седьмой Собор констатировал победу Церкви над еретиками и иконоборцами, в честь чего было провозглашено Торжество Православия, определенное как общецерковный праздник.

Однако в современном христианстве, например в римо-католической его части, в число Вселенских Соборов, помимо названных семи, включают еще 13 собраний, которые происходили после разделения Церкви в ее Западном крыле. В то время как у протестантских общин присутствует практика полного непризнания Вселенских Соборов вообще.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Православный уголок. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.