С 7 по 13 августа город Выборг принимает гостей и участников XXIII национального Фестиваля российского кино «Окно в Европу». Именно здесь в очередной раз развернется настоящая борьба между претендентами на награды в категориях документального, игрового и анимационного кино.
Откроет конкурсный показ творение под названием «В далеком сорок пятом» Миры Тодоровской. Сценарий был написан еще Петром Тодоровским по воспоминаниям о фронтовой жизни. Материальных дотаций от Управления культуры фильм не получил, так как Военно-историческое общество усомнилось в истинности изложенных фактов и событий, тем самым перекрыло путь к государственной поддержке. Ради получения необходимой суммы для организации съемок Мире Тодоровской пришлось продать собственную квартиру.
Всего в отборочном туре конкурса игрового кино было представлено 60 картин, но за главный приз сразятся только 13, 8 из которых сняты дебютантами в полнометражном кино.
Среди номинантов:
-«Норвег» Алены Званцовой, уже получивший первый пробег на летнем фестивале в Плесе;
-«Клинч» Сергея Пускепалиса, известный знатокам и ценителям после премьеры в Ереване этим летом;
-«Училка» Алексея Петрухина;
-«Побег из Москвабада» – дебют для сериального режиссера Дарьи Полторацкой;
-«Реверберация» Константина Сухарькова;
-«Вакантна жизнь шеф-повара» Рустама Ильясова, обладателя «Серебряного Георгия» ММФ
Председателем жюри стала режиссер и сценарист Светлана Проскурина.
Особого интереса заслуживает конкурс «Копродукция». Он включает картины, над созданием которых трудились деятели кино России и зарубежных стран. В этой категории опытному глазу жюри предстоит оценить 10 картин.
Среди стран-соучастниц:
-Ирландия, составленная из новелл «Москва никогда не спит;
-Франция, «Поездка к матери» с Адель Экзаркопулос в главной роли;
-США, «Картина маслом»
29 документальных картин предстанет на суд жюри во главе с Аркадием Коганом. Среди номинантов:
-«Владимир Зельдин. Век актера» Владислава Арясова;
-«Русские немцы» Владимира Эйсмана;
-«Земляки» Павла Мирзоева
Традиционно будут вручены Золотая и Серебряная ладьи за победу в конкурсе «Выборгский счет». В голосование вовлечены и зрители, а среди картин, помимо заявленных в рамках игрового кино, представлены ленты, отмеченные призами других российских кинопросмотров.
В числе прочих за призы поборются:
- самобытный фильм Алексея Федорченко «Ангелы революции»,
- уже имеющий в своем арсенале приз «Марк Аврелий» кинофестиваля в Риме, «Охота жить» фильм Сергея Никоненко и «Спасение» Ивана Вырыпаева.
Анимационные ленты представлены 30 картинами. Среди создателей – Алексей Демин, Иван Максимов, Оксана Черкасова и много дебютантов. Возглавляет жюри режиссер Дмитрий Геллер.
Отдельного внимания заслуживают «Выборгская премьера» и «Окно в Интернет»- онлайн-конкурс полнометражных фильмов.
Учредители мероприятия: Русско-Европейская киноассоциация, Минкультуры РФ и Правительство Ленинградской области. За победу в конкурсах вручают призы, специальные призы, а также дипломы, Приз имени Саввы Кулиша, приз имени Станислава и Андрея Ростоцких, Приз гильдии киноведов и кинокритиков России, Приз Союза журналистов, а также «Золотая ладья» и «Серебряная ладья».
Выборгский кинопоказ – прекрасная платформа для обмена опытом. Здесь пройдут многочисленные мастер-классы при участии Александра Прошкина, Гарри Бардина и Сергея Урсуляка. Важным событием станет посещение мероприятия Евгением Евтушенко. Он привезет свой кино-проект «Смерть Сталина».
Об истории фестиваля “Окно в Европу”
Корни создания ежегодного национального фестиваля «Окно в Европу» уходят в 1993 год. По задумке режиссеров-основателей кино-форум должен был объединить людей, продолжавших снимать кино в непростой период 90-х гг. Местом проведениям стали кинотеатр «Выборг» и гостинца «Дружба». В 1998г. произошло знаковое событие: открылась Аллея Славы кинофестиваля, где одними из первых слепок своих ладоней оставили Георгий Жженов, Вячеслав Тихонов, Станислав Ростоцкий. В 1999г. вводится номинация «Выборгский счет», с 2006 совещание жюри проходит в форме открытого диалога.
Фестиваль не является настолько кассовым и престижным, как другие российские кинопоказы: продюсеры, как правило, отдают предпочтение более известному сочинскому Кинотавру. Но и конкуренция за внимание ведущих кинокритиков здесь существенно меньше и, если кинотворениям, представленным в конкурсной программе, удается зацепить комиссию жюри и киноведов, интерес со стороны прессы будет обеспечен. Фильм получит неплохой старт и может занять одно их ключевых мест в элите отечественного кинематографа.
Фильмами закрытия XXIII национального Фестиваля российского кино «Окно в Европу» стали «72 часа» Киры Ангелиной и «Пингвин нашего времени» Штефана Кромера. Награждение победителей состоится 13 августа.