Олег Леонидович Лундстрем родился в Чите 2 апреля 1916 года. В 1921-м вместе с родителями переехал в китайский Харбин, где уже жили тысячи русских эмигрантов.
Казалось бы, ничто не предвещало, что сын учителя физики со временем станет джазовым музыкантом с мировым именем.
А всё началось с того, что, как-то собираясь на вечеринку и перебирая хранившиеся дома пластинки, юноша наткнулся на незнакомое для него имя – Дюк Эллингтон. Завёл патефон. То, что он услышал, – и сама музыка, и исполнение, – буквально перевернуло его жизнь. Он «заболел» джазом.
Музыкой он занимался – играл на скрипке. Но пример знаменитого американца заставил его идти совсем в ином направлении. Он решает создать оркестр. Находит способных ребят. Начинает репетировать с ними. Они играют там, куда пригласят – на балах, на радио, дают концерты, гастролируют по всему Китаю.
Лундстрем исполняет не только готовые сочинения, но и аранжирует классику и народные песни, привнося в них необычное джазовое звучание. Тогда же начинает писать и сам.
К нему приходит успех. Его стали называть королём джаза Дальнего Востока. Но он решает вернуться на Родину. Вместе с ним едет и оркестр.
Они и не подозревали, что здесь их ждёт тяжёлое испытание. В феврале 1948 года вскоре после их возвращения Постановлением Политбюро ВКП(б) будет жёстко осуждён формализм в музыке, а джаз практически запрещён. Газеты начали клеймить “пособников Запада”:
«Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».
В такой ситуации перспективы вернувшихся домой музыкантов были плачевными. Но за Лундстрема и его оркестрантов заступаются те, кто осознаёт их художественную уникальность. Среди них поэт Сергей Михалков.
Постепенно гонения на джаз затихают. Лундстрема начинают приглашать на телевидение, его выступления записывают на пластинки, он участвует в различных конкурсах, много гастролирует и внутри страны, и зарубежом.
Его поддерживает Дмитрий Шостакович.
«Это путь, – пишет он о его творчестве, – которым должна идти советская лёгкая музыка».
Выступления с оркестром Лундстрема открывают путь на эстраду многим неизвестным ранее исполнителям.
За честь сотрудничать с ним считали:
Ирина Понаровская, Майя Кристалинская, Алла Пугачёва, Ирина Отиева, Валерий Ободзинский, Георгий Гаранян.
В 1998-м году оркестр Лундстрема вышел на сцену Большого зала Московской консерватории. До него джазовая музыка здесь не исполнялась никогда. И это стало истинным признанием не только заслуг дирижёра, но и музыки, которую он исполнял и о которой говорил:
«Джаз – это музыка не только для ног, но и для ума».
Как он сам признавался, он очень хотел
«сделать джаз важным компонентом духовной жизни человека».
Ему это удалось. Потому он и считал себя счастливым человеком, признаваясь:
«Если нашу музыку сегодня хотят слушать, то, значит, годы прожиты не зря».
Он играл классиков джаза – Гершвина, Миллера, Бейси, Гарнера. Дюк Эллингтон до конца жизни оставался его кумиром. Но, как признавался сам маэстро, это влияние не лишало его самостоятельности, потому что искусство джаза постоянно развивается и взаимообогащается.
И процесс этот не закончился 14 октября 2005 года, когда не стало короля джаза Олега Лундстрема.
А в этом году отечественному королю джазовой музыки- 100 лет!