Уходят люди, ставшие символом поколения, люди, благодаря своему труду, таланту и упорству заслужившие всенародную любовь и признание, люди большого сердца и чуткой души.
Ушел из жизни и Эльдар Рязанов – удивительный, искренний, смешной и серьезный, требовательный и мягкий. Его фильмы – квинтэссенция доброго юмора и легкой иронии над действительностью жизни. Его творчество в целом – пример долголетия и жизнестойкости: пройдя испытание временем, минуя различные ограничительные цензы, оно нашло отклик в сердцах миллионов людей.
Его любили представители разных эпох. В советское время шесть картин Рязанова попало в список великих отечественных фильмов; 2000-е годы стали периодом признания его заслуг в современной истории: режиссеру были вручены многочисленные благодарности, знаки отличия и профессиональные награды.
Коллеги и близкие Эльдара Александровича описывали его как человека требовательного к себе и другим. Все его работы – продукт кропотливого труда и художественной целостности. Однако сам Рязанов слово художник по отношению к себе не любил.
«Если угодно, я мастер отечественного кино», – как-то сказал режиссер.
Мастер, пополнивший национальную золотую киноколлекцию прекрасными комедиями:
«Берегись автомобиля», «Гусарская баллада», «Служебный роман».
Но снимать в жанре комедии он начал не сразу. После завершения обучения во ВГИКе в 1950 г. Рязанов стал реализовывать себя на ниве документально-хроникального кино. Побывал на Курилах. Камчатке, Сахалине. Создавал сюжеты для журналов «Пионерия» и «Советский спорт».
В 1955 г. был принят на должность режиссера «Мосфильма», а через год в 1956 с подачи руководителя «Мосфильма» И. А. Пырьева снял «Карнавальную ночь», имевшую оглушительный зрительский успех.
Затем в прокат выходят проникновенные картины «Жестокий романс» и «Гараж». Начинается работа на телевидении в качестве ведущего программы «Кинопанорама». Рязанов продолжает развиваться творчески, ищет новые формы самовыражения: выходит цикл его авторских передач о знаменитых людях; издаются книги и сборники поэзии.
Он был новатором от искусства кино:
- в 2005 открыл киноклуб, ставший оплотом и центром творческой «подзарядки» отечественной комедии;
- В 2006 г. свет увидела прекрасная, но немного грустная история о жизни Андерсена, ставшая последней работой Эльдара Александровича.
- В 2010 г. выступил в роли одного из учредителей КиноСоюза
Когда-то педагогом режиссера был Сергей Эйзенштейн, впоследствии преподавать начал и сам Рязанов, подготовив целую плеяду киноталантов: Мамина, Дыховичного и других.
Имя Рязанова явилось пропуском к народной славе для Мягкова и Ахеджаковой. Деятельность Рязанова познакомила русского человека с творчеством Маре и Феллини. А его умение подмечать главное в важном, искусно и тонко отражать различные моменты жизни стало залогом любви к нему со стороны зрителя.
Эльдар Александрович Рязанов ушел из жизни в ночь на 30 ноября.
Прощание с мэтром состоится 3 декабря в Центральном доме литератора.