Сюжет и композицию пьесы «На дне» отличают новаторские черты Горького.
Своеобразие сюжета — жизнь деклассированных людей
Сюжет «На дне» — это новая тема в русской литературе. В нем наблюдается сочетание:
- новизны (люди дна)
- и традиционности (любовный треугольник Василиса- Пепел- Костылев, Наташа — Пепел — Василиса).
В основе его фабулы не любовный, а социальный конфликт: хозяева жизни и ночлежники.
Также в основе сюжета «На дне» — постановка философских вопросов — о смысле жизни, о правде и лжи, о назначении человека.
Композиция пьесы А.Горького
Композиционное строение «На дне» характеризуется отсутствием резких ходов сюжета. В фабуле это выражается так:
- 1 действие — знакомство с ночлежниками. Завязка — появление Луки, необычность его поведения — отсутствие агрессивности
(«Мяли много, оттого и мягок…»);
- 2 действие — развитие конфликта. Взаимодействие Луки и других героев (Лука — Анна, Лука — Актер, Лука — Пепел). Развитие любовного конфликта — предложение Василисы убить мужа. Кредо Луки —
«живых надо… живых любить»
- 3 действие. Спор о правде. Лука —
«Человек должен уважать себя».
Пепел решает начать новую жизнь с Наташей. Сатин —
«Ничего не делать! Просто обременять землю».
Убийство Костылева.
- 4 действие. Отсутствие многих героев: Пепел в тюрьме, Лука пропал, Наташа, выйдя из больницы, пропала. Жизнь ночлежников внешне неизменна. Завершение спора о правде. Сатин:
» Не жалеть человека надо, уважать надо. Человек — вот правда!»
Слова Сатина выражали кредо автора, воспринимались современниками как призыв к революции. Самоубийство Актера показывало вред советов Луки и утешительной лжи.
Мастерство Горького-драматурга в том, что написанная им пьеса «На дне» остается актуальной, как актуальна сама проблема гуманизма. Решение же этой проблемы в разные периоды развития общества в России различны так же, как и трактовка образов пьесы.
О конфликте пьесы и нашу презентацию по этому теме смотри здесь
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша Библиотека»)