Сюжет и композицию пьесы “На дне” отличают новаторские черты Горького.
Своеобразие сюжета – жизнь деклассированных людей
Сюжет «На дне» – это новая тема в русской литературе. В нем наблюдается сочетание:
- новизны (люди дна)
- и традиционности (любовный треугольник Василиса- Пепел- Костылев, Наташа – Пепел – Василиса).
В основе его фабулы не любовный, а социальный конфликт: хозяева жизни и ночлежники.
Также в основе сюжета «На дне» – постановка философских вопросов – о смысле жизни, о правде и лжи, о назначении человека.
Композиция пьесы А.Горького
Композиционное строение “На дне” характеризуется отсутствием резких ходов сюжета. В фабуле это выражается так:
- 1 действие – знакомство с ночлежниками. Завязка – появление Луки, необычность его поведения – отсутствие агрессивности
(“Мяли много, оттого и мягок…”);
- 2 действие – развитие конфликта. Взаимодействие Луки и других героев (Лука – Анна, Лука – Актер, Лука – Пепел). Развитие любовного конфликта – предложение Василисы убить мужа. Кредо Луки –
“живых надо… живых любить”
- 3 действие. Спор о правде. Лука –
“Человек должен уважать себя”.
Пепел решает начать новую жизнь с Наташей. Сатин –
“Ничего не делать! Просто обременять землю”.
Убийство Костылева.
- 4 действие. Отсутствие многих героев: Пепел в тюрьме, Лука пропал, Наташа, выйдя из больницы, пропала. Жизнь ночлежников внешне неизменна. Завершение спора о правде. Сатин:
” Не жалеть человека надо, уважать надо. Человек – вот правда!”
Слова Сатина выражали кредо автора, воспринимались современниками как призыв к революции. Самоубийство Актера показывало вред советов Луки и утешительной лжи.
Мастерство Горького-драматурга в том, что написанная им пьеса «На дне» остается актуальной, как актуальна сама проблема гуманизма. Решение же этой проблемы в разные периоды развития общества в России различны так же, как и трактовка образов пьесы.
О конфликте пьесы и нашу презентацию по этому теме смотри здесь
Материалы публикуются с личного разрешения автора – к.ф.н. О.А.Мазневой (см. “Наша Библиотека”)