Сложно рассуждать о современном российском театре, так как этот феномен сейчас многолик, многокачествен, многофактурен, многосодержателен. Еще сложнее говорить о каком-то конкретном театре, потому что он может быть – слишком известен, малоизвестен, вообще неизвестен. В первом случае можно запутаться в оценке из-за звезд, славы, истории, во втором – из-за их же отсутствия. И во всех случаях самое трудное – это прогнозирование, т.е. то, что как раз и является самым интересным. Но так или иначе главное, что московский театр – жив! Жив он своей великой историей или, возможно, своим великим будущим – это задачи исследователей. Пока что мы наблюдаем лишь его современность. А она демонстрирует, что его современность как раз несовременно-современна. В плане даже «повторения традиций».
В 1956 году появился московский театр «Современник». А уже в наше время тем же путем идет еще один театр столицы «Со – бытие». На базе курса театральной школы рождается новый профессиональный коллектив.
Два театра – как два знака времени. Конечно, таких коллективов много больше, но непривередливый театрал может остановиться и на этих двух для того, чтобы задуматься.
Если «Современник» озвучивал своим названием идею коллектива, то есть «Что» и «О чем» они будут говорить со сцены, то новый московский театр выбирает себе идеей способ говорения – «Как». Их название идет не просто «Событие», а «Со –бытие», т.е. почти философский термин, почти что Хайдеггера или Делеза.
Правда и «со-бытие» – это тоже о смысле и значении, только не только о нем одном. Философы в этом термине настаивают на изменении самой процедуры пояснения, когда то, что происходит, – событие – даже объект для денотата, а объект для выражения (Ж.Делез). И что занимательно, это событие у них – не настоящее, а то, что уже в прошлом или еще в будущем. То есть несовременное. Но оставим эту метафизику для специалистов. Интересно опять-таки сравнение. В середине прошлого века возникает коллектив, для которого важна именно «современность» – ее проблемы, отношения, события – все то, что актуально для человека того времени. А спустя еще полвека с небольшим – тоже современный театр, манифестирующий уже «несовременность», а если точнее по философии постмодернизма – то матрицу возможности и даже пустоту. Происходит замена сущности на событие. Но это опять-таки философия…
Конечно, «Современник» тоже предлагал свои «Как» – лозунгами этого театра были «антитеатральность» и «неореализм», зрителей там тоже не оставляли без «современной формы». Так же и новый театр в числе своих формообразующих идей говорит о «со-бытии» со зрителем, имея в виду, очевидно, не простую камерность постановок.
Возможно, вся эта метафизическая конструкция-деконструкция и не является для молодого театра сознательным выбором, возможно, здесь имеет место простая игра в «слово». Однако интересен факт традиции – появление театра из курса, и не менее интересен выбор названия для коллектива. Ведь идеи – они в воздухе носятся, не так ли? А театр в России всегда на передовой.
Так или иначе, чтоб разобраться во всем, надо смотреть-смотреть-смотреть новые театры, а потом думать-думать-думать о «Чем» и «Как» говорят в современном театре России.