Проблема упадка гуманитарного знания в современном мире

Гуманитарное знание — это знание о духовной стороне личности. Предметом гуманитарного знания являются ценности, принципы, понятия, которые имеют индивидуальную значимость; это реальность, которая наделяется человеческим смыслом. Благодаря гуманитарному знанию человек имеет возможность ориентироваться в окружающем его мире, понимать процессы, происходящие вокруг него, выстраивать причинно-следственные связи. Именно в обладании гуманитарным знанием заключается подлинная культура.

В современном глобальном мире наблюдается повсеместный упадок значения гуманитарного знания. Оно вытесняется знанием технократическим. Частично это можно объяснить бурным развитием нанотехнологий, информационных технологий, научно-техническим прогрессом. С одной стороны, все это в лучшую сторону изменяет жизнь современного человека: растут и накапливаются материальные блага, повышается уровень благосостояния. Но способствует ли это духовному, личностному росту? Гуманитарное знание — это традиции, преемственность поколений. Акцент на технократическом знании приводит к тому, что современные люди забывают свои корни, культурные традиции, становятся «Иванами, не помнящими родства». Общество, создаваемое на основе гуманитарного знания, наполнено идеалами, моральными ценностями. Общество технократического знания пропитано философией потребления; главной ценностью в нем становится гонка за деньгами, сиюминутным комфортом.

В средней и высшей школе также предпочитают делать упор на математические и технические науки. Нередки случаи, когда из программы забирают урок истории или литературы, чтобы добавить часов по точным предметам. В результате подобных действий школьники не получают достаточных знаний, чтобы считаться культурными и образованными людьми. Выход из этого есть: заниматься самостоятельно либо дополнительно с наставником. К примеру, репетиторы русского языка в Санкт-Петербурге преподают не только русский язык: такой педагог дополнительно преподает риторику, ораторское искусство, речевую культуру и даже сценическую речь. Возможно, такие разноплановые преподаватели есть и в других городах. Репетиторы по литературе осветят произведения, не вошедшие в основной курс школьной программы, особенно это касается современной русской литературы, которой уделяется до обидного мало внимания. О вековом опыте русского народа расскажут репетиторы по истории России; они же приведут примеры общественно-значимых политических и исторических событий, дадут представления об истоках русской нации.

Для того, чтобы быть по-настоящему культурным человеком, уметь разобраться в процессах современности, не потерять своих корней, нужно объединить технократическое и гуманитарное знание. Только так может быть разработана целостная культурная система современного человека.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Спорные мысли. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Проблема упадка гуманитарного знания в современном мире

  1. ilona24 говорит:

    Есть такое высказывание, что «легче управлять человеком, не знающим свои корни». Получается, с одной стороны — жизнь становится лучшей, а с другой — со всеми удобствами и благами человек не чувствует счастья и радости, тем более действительно душевных, а не только физических. Печально!

  2. Mikhele говорит:

    Тут, в статье об обществе с сильным гуманитарным образованием, которое живет идеалами, а не потреблением. Но идеалы бывают разные. В начале 20 века культуры потребления ещё не было. Зато были всякие «интересные» режимы с идеалами.
    И вот вам сначала одна, а потом другая мировые войны.

  3. admin говорит:

    Можно продолжить, что и потребление есть своего рода «идеал» или идеология общества. так что идеи действительно бывают разные

Добавить комментарий