Система образов в романе «Отцы и дети»

В основе образной системы романа «Отцы и дети» — антагонизм социальных групп — дворян-либералов и разночинцев-демократов (материалистов). Герой Евгений Базарова дан Тургеневым как образ зарождающейся новой силы в русском обществе.

Образная система романа И.С.Тургенева  «Отцы и дети»

Главный герой романа — Евгений Базаров —  это центр образной системы

  1. Новизна социального типа, его идей, сила характера, природный ум — ставят этого персонажа в центр романа;
  2. Характеристика нигилизма Базарова:
  • отрицание авторитетов,
  • примат практики над умозрительностью,
  • отрицание искусства, красот природы,
  • критерий полезности каждого вида  — это его деятельность
  • сведение любви к физиологическому явлению, природы — к мастерской, всех людей к одинаковости, как и деревьев в лесу.

Система образов (наравне с композицией) используется автором как средство развенчания теории главного героя

А) Образы-антагонисты (старшие Кирсановы) :

  • Павел Петрович как идейный противник Базарова, отношение автора к этому образу (узость позиций, слабость аргументации, позиция Павла Петровича как такая же крайность, что и позиция Базарова);
  • Николай Петрович демонстрирует стремление понять молодое поколение, внести коррективы в организацию жизни, но он опровергает теорию Базарова и дышит (скорее интуитивно) любовью к поэзии, музыке, чувству к красоте природы.

Б) Образы мнимых союзников Базарова:

  • Аркадий Кирсанов — представитель молодого поколения, которому свойственно увлекаться новыми течениями, идеями. Судьба Аркадия подчеркивает одиночество главного героя;
  • Ситников и Кукшина как пародия на теорию Базарова, люди, стремящиеся приобрести собственную значимость через приобщение к новым веяниям. Здесь мы наблюдаем ироническое отношение автора к образам;

В) Женские образы как испытание героя любовью:

  • Одинцова — необычность данного образа для Тургенева, красота и сила характера, поражение Базарова в схватке с любовью, стремление к покою в жизни как основа существования;
  • Катя, сестра Одинцовой, как отражение характера сестры, образ, необходимый для избавления Аркадия Кирсанова от идей Базарова;
  • Фенечка — образ трогательной женщины из народа, оттеняет отношения старших Кирсановых, служит формальной причиной дуэли Базарова и Павла Петровича, показывает стремление героя забыть несчастную любовь, сведя чувство к физиологии.

Г) Образы родителей главного персонажа как отражение противоречий между старым и молодым поколением выявляют различие Базарова-теоретика и Базарова-человека.

Д) Второстепенные образы:

  • Дуняша и Петр, слуги в имении Кирсановых, подчеркивают демократизм Базарова, принимая его не за барина  Отражают разнообразные народные характеры;
  • Образы мужиков, с которыми беседует Базаров, отражают демократизм героя, с одной стороны, с другой — наивную веру героя в то, что он знает народ.

Наша презентация

Мастерство Тургенева позволяет показать новую для России силу, которая выходит на социальную арену после реформы 1861 года.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Материалы по литературе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.