Советский и постсоветский балет: краткий исторический экскурс

Очарованный Запад

Ввиду политической обстановки в Союзе и во всем мире балетные труппы Кировского ( бывшего Мариинского ) и Большого театров не выезжали за рубеж до середины 50-х гг.

Однако уже первым гастролям Большого театра в Европе и США сопутствовал поразительный успех: западные зрители были буквально очарованы талантливыми балеринами Ниной Семеновой и Галиной Улановой, воплотившей на сцене романтические образы Джульетты и Жизели, и Майи Плисецкой, которая сражала наповал мастерски отточенной техникой Одетты-Одилии в «Лебедином озере».

Среди исполнителей Кировского театра наибольшей популярностью пользовались Наталья Дудинская и Константин Сергеев.

Стоит отметить, что Большой театр делал упор на подлинно советский стиль исполнения, яркий и эффектный, а Кировский склонялся к классической балетной школе, возрождая традиции Петипа.

Актеры следующего поколения — Екатерина Максимова, Наталья Бессмертнова, Алла Сизова, Владимир Васильев, Юрий Соловьев — также пользовались огромной популярностью у зарубежных зрителей. Нередко это приводило к тому, что многие исполнители оставались после гастролей на Западе, категорически не желая возвращаться домой, к власти, которая пыталась подавить искусство.

Так, Нуреев обосновался во Франции, Барышников — в Канаде, Макарова — в Лондоне.

На пути к свободе

В эпоху перестройки надзор властей за советским искусством значительно ослабевает.

История советского балета открывает новую страницу, которая характеризуется тягой к самовыражению, открытию новых тем, свободе от условностей и препон.

Подлинным новатором в этом отношении стал О. М. Виноградов, руководивший Кировский театром. Он открыл советскому зрителю ранее недоступные спектакли Тюдора, Мориса Бежара, Роббинса.

Московский коллега Виноградова Ю. Н. Григорович, напротив, избегал любых перемен и нововведений. И его собственные постановки — «Спартак», «Каменный цветок» и их переделки — являют собой типичные образцы советского балета: сюжеты проникнуты патриотизмом и героизмом, движения исполнителей — экспрессией и энергией, эффекты — невероятной зрелищностью.

Постсоветский период: искусство все-таки вечно

В начале 90-х гг. после распада СССР и резкого сокращения финансирования театров советский балет стал искать новые пути развития. Балетные труппы стали выезжать на гастроли за границу в поисках иных источников получения денежных средств. Теперь это не только не запрещалось, скорее, наоборот.

Балет стал испытывать громадные трудности, связанные с кризисом власти и экономики. В результате этого многие педагоги и исполнители покинули Россию, чтобы найти применение своим талантам на Западе, где труд в сфере искусства оплачивался не только любовью и поддержкой со стороны зрительного зала, но и имел вполне ощутимое материальное выражение.

Однако русский балет не умер. Он выжил и выстоял.

В 1995 г. В. В. Васильев стал руководителем балета Большого театра вместо Григоровича.( Впрочем, вскоре Григорович вернулся).

Продолжают славные традиции балетной школы :

  • Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко,
  • театр «Классический балет».

В Санкт-Петербурге работают труппы

  • Б. Эйфмана,
  • Л. Якобсона «Хореографические миниатюры»,
  • балет Малого театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского.

Известностью пользуется пермская труппа Е. А. Панфилова «Эксперимент».

Балет в советской и постсоветской России оказал значительное влияние на развитие балетного искусства Восточной Европы, где был использован опыт, накопленный советской школой, в постановках спектаклей и в обучении танцовщиков.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русский балет с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий