175 на троих: БГ, Макар и Доктор

В конце уходящего года юбилей отпраздновали три ветерана отечественной рок-сцены: Борис Гребенщиков и Андрей Макаревич отметили шестидесятилетие (27 ноября и 11 декабря), КонстантинуКинчеву 25 декабря исполнилось пятьдесят пять.

BG2

Невзирая на солидный возраст, лидеры «Аквариума», «Алисы» и «Машины времени» полны творческих и концертных планов: Гребенщиков дал в связи со своим днём рождения в начале декабря три концерта в Москве, записал новый диск «Аквариум плюс» и провёл выставку своих картин, Макаревич представил пластинку «Хроника текущих событий» и выпустил книгу «Неволшебные сказки», а группа «Алиса» не так давно отпраздновала тридцатую годовщину и активно работает над новым альбомом.

Как известно, рок-культура изначально считалась музыкой молодых и связывалась с их протестом против скучной «культуры родителей», была призвана рушить старые стереотипы и привносить свежую струю в творческое развитие. Так или иначе, при формулировке определения данного феномена во главу угла, как правило, ставился извечный конфликт отцов и детей.
Реальность же демонстрирует нам иную любопытную ситуацию. На творчестве упомянутых коллективов выросло уже, как минимум, два поколения поклонников, и самые старые из них нередко ходят на концерты всей семьёй. Сами музыканты также уже находятся в том возрасте, когда можно иметь не только детей, но и внуков. Вместе с тем, общество едва ли посягнёт лишить их титула рок-музыкантов и бунтарей от культуры.

Тогда в чём же смысл приставки «рок», если мы говорим не столько о музыкальном направлении, сколько о культурном явлении? В чём же заключается тот самый бунт, о котором говорится в первую очередь?

kinchev2

Чтобы оказаться бунтарём в Советском Союзе, рок-музыканту достаточно было просто вольно вести себя на сцене или исполнить «незалитованный», то есть не утверждённый сверху, текст. Как позже написал Кинчев, «рок тогда граничил с тюрьмой, но ждал перемен». У лидера «Алисы» серьёзная размолвка с властями произошла в 1987 году, когда против него было возбуждено уголовное «Дело Кинчева», в котором ему инкриминировалось «злостное хулиганство».

У Бориса Гребенщикова проблемы с официальной властью начались в 1980 году. Решающую роль в этом сыграл фестиваль «Весенние ритмы», который проходил в Тбилиси. После выступления коллектив был обвинён в пропаганде инцеста и гомосексуализма, фрагмент советской телезаписи с «Аквариумом» был затёрт, а Гребенщикова уволили с работы и исключили из комсомола. Коллектив был официально реабилитирован лишь во второй половине 80-х.

«Машине Времени» в своё время удалось избежать подобных конфликтов.

 Да и явных поводов для них не было – песни с очевидным политическим подтекстом в репертуаре Макаревича практически отсутствовали даже в годы перестройки.

Однако именно этим коллективам, наряду с группой «Кино», удалось лучше всего «озвучить» эпоху перемен и вырастить на своих песнях молодое поколение, заставшее падение советской власти.
В 90-е годы рок-музыка вновь стала саундтреком глобальных изменений, а рок-музыканты опять оказались во главе «несогласных». Люди по-прежнему шли менять жизнь к лучшему под их песни, и, вопреки латинизму, музы не замолкали, даже когда грохотали пушки.
«Машина Времени» выступила летом 1991 года на баррикадах во время августовского путча, Константин Кинчев исполнял песни, поддерживая защитников Ельцина во время Конституционного кризиса в России в октябре 1993-го. В 1996 году группа «Алиса» и «Машина времени» приняли участие в музыкальном туре в поддержку ельцинской предвыборной кампании «Голосуй или проиграешь», объяснив это необходимостью противостоять возрождению коммунизма (как известно, соперником Ельцина был лидер КПРФ Геннадий Зюганов).
Вместе с тем, время наложило ощутимый отпечаток на творчество коллективов. Если спецификой раннего творчества лидера «Алисы» была непреходящая социальная острота и антитоталитаризм, то в 90-е главное место в творчестве группы начинают занимать вопросы духовности и морального выбора, кроме того, наметился резкий поворот к исповеданию христианских ценностей. Решающую роль в этом сыграло принятие Кинчевым православия в 1992 году. Сейчас лидер «Алисы» называет себя «подвижным националистом», выступающим за единство славянских народов и особый путь для России. За высказывание некоторых радикально-православных идей артист нередко обвиняется представителями прессы в нацизме.

Протест «Аквариума» всегда был высококультурен. После его концертов никто не шёл устраивать беспорядки на станциях метро или провоцировать правоохранителей. Гребенщиков примерял на себя роль остроумного иносказателя, чей слог приводил в восторг поклонников и в недоумение официальную власть.

Постсоветский период БГ характеризуется обращением к русской традиционной культуре, буддизму и индуизму. БГ удалось добиться поразительного синтеза этих компонентов, а практически ребяческая игра мировыми культурами поневоле приводит к осознанию культурного «экуменизма».
Сейчас, помимо музыкального творчества, Гребенщиков занят переводом «Бхагавад-гиты» с английского на русский язык, а также работой над авторской радиопередачей «Аэростат».

Андрей Макаревич ныне участвует не только в «Машине времени», но также и в проекте «Оркестр креольского танго», кроме того он является радио- и телеведущим, занимается написанием книг и картин.
Несмотря на то, что кумиры давно уже не поют на баррикадах и не зовут в очередной «крестовый поход», люди продолжают приходить на их выступления.

Давно известно, что «поэт в России – больше, чем поэт», именно это обстоятельство и стало причиной тому, что понятие «русский рок» давно вышло за сугубо музыкальные рамки.

Безусловно, кто-то посещает концерты отечественных рок-ветеранов исключительно из ностальгических чувств, вспоминая свою бескомпромиссную молодость, однако таких явное меньшинство. Большинство представителей старшего поколения идут на рок-концерты, чтобы услышать ровесников, с которыми они прожили жизнь в одной стране, пережили одни и те же события и продолжают искать ответы на одни и те же вопросы. Ведь человек, «озвучивший» целую эпоху, попросту не может врать. Молодёжь, в свою очередь, видит в них умудрённых опытом людей, которые, тем не менее, не растеряли трезвость ума.
Рок-музыка в России вышла за рамки молодёжной субкультуры и многими отождествляется просто с чем-то настоящим и честным, а этим дефинициям все возрасты покорны. Цель не подвластной идеологическому гнету культуры – заставить сомневаться, сомневаться в том, что установленный порядок вещей является единственно правильным. А с сомнения, как известно, начинается истина, поиск которой  — тоже  понятие вневозрастное.
Почти тридцать лет назад Борис Гребенщиков вопрошал:

«Где та молодая шпана, что сотрёт нас с лица земли?». И в следующей строке отвечал: «Её нет».

Сохранённая здравость суждений, помноженная на жизненный опыт, – вот главный рецепт актуальности творчества отечественных рок-ветеранов. Любой мыслящий человек всегда нуждается в учителе, который посвятит его в искусство любить, искусство сомневаться, а тогда, когда это нужно, и в искусство ненавидеть и бороться.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Интересные новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.