Социокультурная среда — феномен «столица»

Столичность как явление стала предметом специального изучения относительно недавно. Причиной этой заинтересованности стали реалии нашего времени: во второй половине XX века в различных регионах мира возникло и продолжает возникать (например, на территории бывшего социалистического лагеря) много суверенных государств, а в них — национальных и иных автономий. Оказалось, что формирование новых столиц и столичных регионов представляет собой феномен современности, с которым тесно связаны урбанизация, информационный и управленческий «взрывы».

До недавнего времени было принято считать, что этот феномен предопределен только функционально-типологическими особенностями городов-столиц. При исследовании столичных территорий считалось достаточным учесть ряд признаков столичности:

  • в функциональном аспекте — лидерство или главенство по общественным системам;
  • в территориальном аспекте — центральность географического положения;
  • в социальном и экологическом аспектах — формирование типа столичной среды, которая якобы порождает тип столичного жителя с его жизненными установлениями, отличными от провинциальных.

Однако данные признаки не объясняют всего в феномене столиц. Так, значительное число столиц находится не в центре страны.

Судя по всему, феномен столичности обусловлен какими-то неявными свойствами территорий, которые изначально обладают определенными характеристиками природной среды.

Исследователь Ф. Ульмасвай составил карты современных структурно-тектонических блоков Западной, Центральной и Восточной Европы. При этом была рассмотрена большая часть Восточной Европы, охватывающая пространство от Волги на востоке до западной границы бывшего СССР. На этой территории расположены следующие столицы государственных образований: Москва, Киев, Казань, Минск, Таллинн, Рига, Вильнюс. За исключением Минска, эти города-столицы находятся в месте пересечения крупных линеаментных зон Русской плиты (платформы). Примечательно, что такие города, как Санкт-Петербург и Харьков, бывшие в свое время столицами, также располагаются в месте пересечения (в узлах) линеаментных зон.

Напомним, что столицы размещаются в городах.

Столице присуще функциональное назначение выполнения особой работы по управлению жизнью и развитием страны и согласованию интересов единого государственного организма с интересами отдельных, различных частей и интересами частных лиц. Любой город является частью государства. На его территории могут возникать государственные интересы и интересы вышестоящих администраций.

В романе В.Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831), в главе «Париж с птичьего полета» содержится объяснение того, как город становится столицей. Столицей становится тот город, который, как Париж, «растет непрерывно». А чтобы рост был непрерывным, город должен быть своеобразной «воронкой», куда стекаются «все географические, политические, моральные и умственные стоки страны», на которую направлены все естественные склонности целого народа», и в то же время «каналом», куда «капля за каплей, век за веком, без конца просачиваются торговля, промышленность, образование, население, — все, что плодоносно, все, что живительно, все, что составляет душу нации»

Интересны воззрения на феномен столиц начала двадцатого века. Популярны были мнения о том, что столица не создается, а рождается. Она является природной связью нации и вокруг естественного центра растет и рассветает народ. Так из Рима выросла Италия, из Парижа Франция, Берлин существовал до Германии, Лондон создал Англию.

В России народ сам выдумал и устроил свою столицу и на сквозном ветру имеется в виду Петербург и в месте, где нет ни хлеба, ни руды где кругом камень и вода.

Особую роль в развитии исторических столиц европейских стран играет накопленный там масштаб и качество культурного наследия наций и государств. В современных условиях именно эта часть городской среды (как материальная, так и духовная) является основой индивидуальности столицы, предметом ее особых забот и гордости, но именно эта сторона развития города несет на себе и самые существенные потери и сложности сохранения и дальнейшего развития.

Итак, столичные города являются главными культурными центрами стран, выполняя роль духовного и культурного воспитания населения. Организационно эту функцию выполняют музеи, библиотеки, театры, кинотеатры и другие культурные учреждения, и зрелищные заведения.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Запись опубликована в рубрике Феномены современной культуры с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Социокультурная среда — феномен «столица»

  1. kogaris говорит:

    Думаю, что процесс становления столицы намного сложнее, чем он нам кажется. И он во многом обусловлен политическими и историко-культурными феноменами. Также бы хотелось отметить то, как столица переставала быть столицей — Китай менял столицу, если я не ошибаюсь, раз десять. В Японии столица менялась от того, куда переезжало правительство. Да и в России столиц было очень много: Ладога, Новгород, Киев, Владимир, Петроград (Санкт-Петербург). Я уважаю страны, в которых ни разу не менялась столица. Это воистину сильные духом и культурные страны.

  2. Уведомление: История и ообенности вестернизации в России

Добавить комментарий